вера гагарина
Формирование представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. Как отмечают авторы данной статьи, методика В. В. Воскобовича инновационная, современная, самобытная и творческая, основанная на принципах развития, обучения и воспитания ребенка через игру, что позволяет всесторонне развивать активную речь, творческое воображение и познавательные способности у детей с ТНР.
Публикация «Формирование представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: воспитание, развитие, обучение, дошкольник, технология, речь, В. В. Воскобович, игра.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказывают влияние и на развитие детей
Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию необходимо всячески развивать, так как она свидетельствует о том, что у ребенка начинают постепенно складываться представления об общественной полезности трудовой деятельности человека.
Для поддержания такой заинтересованности в детском саду используются разные средства и формы работы по формированию у детей представлений о труде взрослых, обеспечивающие вырабатыванию обобщенных, системных знаний: наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, чтение книг о труде, просмотр мультфильмов. С целью закрепления и уточнения знаний кроме повторного проведения выше названных занятий, организуются дидактические игры, занятия рисованием и др. Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде.
С помощью художественных средств: художественная литература, музыка, изобразительное искусство у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают», высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит» «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.
Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к ещё одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности детей.
Дети должны знать, что труд не всегда легок и прост, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др.
К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. Например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Для формирования у детей положительного отношения к труду, понимания его значимости и повышения активности в детских садах используются специально организованные наблюдения за трудом взрослых. На какие же моменты в труде взрослых должен обращать воспитатель внимание детей?
Обычно детей привлекают внешние факторы; их захватывает процесс действий взрослых в труде : последовательность операций, использование орудий и предметов труда, превращение одних объектов в другие и т. д. Конечно, не следует проходить мимо этого, надо дать им возможность удовлетворить любопытство. Полученные знания должны стать основой для углубления представлений о значении труда, об отношении взрослых к делу, о характере взаимоотношений их в труде. Поэтому необходимым становится разъяснение воспитателем смысла происходящих явлений, его оценка наблюдаемых поступков.
Знания о труде взрослых преподносятся детям постепенно: сначала воспитатель обращает внимание их на качество действий взрослого (сажает рассаду осторожно, подметает двор чисто, затем дает моральную оценку труда взрослого (работает старательно) и, наконец, объясняет значимость труда (заботится о людях).
Так в процессе наблюдений за трудом взрослых под умелым руководством воспитателя дети постепенно осознают значение труда и его общественную направленность, личные качества людей и их отношение к делу, получают представления о коллективном характере трудового процесса, усваивают моральные нормы: трудиться надо добросовестно, доводить дело до конца, в труде надо помогать товарищам и др.
Игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии. В педагогике игры рассматриваются как специфическое отражение действительности. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Подготовка к играм в профессии идет везде, где ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
На ход игры влияют взрослые (содействие организации и проведению, поддержание правильного отображения профессии в игре, участие в ней, контроль за взаимоотношениями и т. д.) и сами дети (вследствие разных индивидуальных характеров, представлений по теме игры у каждого ребенка). Во время игры происходит дополнительное восприятие сведений и их усвоение. При этом совершенствуются знания о профессиях (дополняются, углубляются, усложняются, исправляются и т. п.). А значит, и образы этих профессий становятся более полными и содержательными.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут в дальнейшем развиты в школе.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 2006.
2. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 2013.
3. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 2007.
14. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 2012.