Светлана Клавкина
Формирование представлений о геометрической форме у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте знакомство с геометрической формой целесообразно начинать с сопоставления шара и куба.
Педагог показывает шар и называет его. Предлагает каждому ребенку обхватить шар обеими руками и провести по нему поочередно ладонями. Затем задает вопрос: «Катится ли шар?». Дети бросают шар на пол, катают его и делают вывод: шар хорошо катится.
Публикация «Формирование представлений о геометрической форме у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
На этом занятии аналогично происходит знакомство с кубом. Педагог обращает внимание детей на то, что шар катится, а куб – нет, и помогает сделать правильное заключение: у куба есть углы, которые мешают катиться, а у шара углов нет.
Закрепить полученные представление о шаре и кубе можно на занятиях по развитию речи. Педагог показывает шар и предметы округлой формы (яблоко, помидор и т. д.) и просит покатать и назвать форму (или повторить за взрослым). Затем предлагает рассмотреть куб и предметы угольной формы, обследовать их поверхность, найти углы. Взрослый должен четко проговаривать существенные признаки объектов, подчеркнуть голосом их названия («форма куба» или «форма шара»).
После ознакомления с формой геометрических тел следует приступить к изучению круга, квадрата, треугольника. Каждой геометрической фигуре нужно посвятить отдельное занятие, которое проводится по определенному плану :
- обследование фигуры по контуру и ее название;
- выделение и подсчет углов, вершин и сторон;
- нахождение фигуры определенного цвета и размера среди множества таких же фигур, находящихся в различных пространственных положениях;
- поиск предметов изучаемой формы;
- сопоставление с другими фигурами;
- закрепление изученных форм на занятиях по рисованию, лепке, аппликации (составление геометрической аппликации).