Ольга Сиротенко
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей дошкольного возраста
Основная идея опыта заключается в эффективности воздействия дидактических игр на развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов.
Для прочного усвоения знаний детей необходимо заинтересовать их игрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.
Публикация «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры : точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма : она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов : цилиндр — стаканом, столбиком, овал — яичком, треугольник — парусом или крышей, прямоугольник — окошечком и т. п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т. п. И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко — это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. п.).
Основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.
Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины, ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними. («У куба есть квадраты», «У бруса — прямоугольники, у цилиндра — круги» и т. д.).
Сравнение геометрической фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Новизна опыта заключается в разработке дидактических игр для детей связанных с развитием представлений о геометрических фигурах и форме предметов, что способствует усвоению принципа обозначения фигур словом, формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.
Познание представлений о геометрических фигурах и форме предметов расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.
2. Актуальность и перспективность опыта
Обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры с математическим содержанием.
Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
3. Теоретическое обоснование опыта
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр. Целесообразность дидактических игр на занятиях определяется тем, что восприятие и действие с ними способствует овладению детьми знаниями, ради которых и используются эти игры и средства наглядности.
В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры и повседневной жизни.
Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие зависит от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения образовательной деятельности, где задачи развития геометрических представлений решались посредством использования дидактических игр. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребенка должна быть активной и опираться на самостоятельность.
Была выдвинута следующая гипотеза: специальная образовательная деятельность, в том числе дидактические игры, по ознакомлению дошкольников с формами предметов способствуют расширению знаний не только о геометрических фигурах, но способствует общему развитию дошкольника.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении современных представлений об ознакомлении детей с геометрическими фигурами и формами предметов. Практическая значимость работы состоит в том, что была изучена специфика ознакомления детей с геометрическими фигурами и формами предметов, были подобраны дидактические игры по данной теме. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.
Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о форме предмета. При помощи взрослых усваивается, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности, они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
4. Технология опыта
Цель:Создание условий для формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностическую методику и выявить уровень сформированности представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Разработать картотеку по формированию у дошкольников представлений о форме предметов в процессе дидактических игр.
4. Оценить эффективность разработанного комплекса мероприятий.
Характеристика методов работы с детьми:
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и прием использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.
Используют следующие методы и приемы:
-словесный
-наглядный
-практические
-игровой
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом и быть взаимосвязаны.
К наглядным методам и приемам обучения относятся наблюдения, рассматривание геометрических фигур, и других наглядных пособий; ИКТ, демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов рассматривание отдельных предметов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, рассказ и вопросы воспитателя, рассказы детей, вопросы к детям, указания воспитателя в начале и в процессе игры, использование словесного художественного образа, пояснения, разъяснения.
К игровые методам и приемам относятся дидактические игры, воображаемые ситуации: внезапное появление героев, игрушек; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
К практическому методу относится, предметно-практические и умственные действия, использование практического материала, действия с дидактическим материалом, выработка специальный математических навыков, использование математических представлений в быту, игре и др.