Филатова Мария
Формирование представлений о безопасности в быту у детей старшей группы в организованной воспитателем деятельности
Статья на тему:
"Формирование представлений о безопасности в быту у детей старшей группы в организованной воспитателем деятельности. "
Аннотация: В статье представлена информация о роли формировании представлений о безопасности в быту у детей старшей группы в организованной воспитателем деятельности.
Ключевые слова: Безопасность.
Актуальность и выбор темы опирается следующими факторами.
Публикация «Формирование представлений о безопасности в быту у детей старшей группы в организованной воспитателем деятельности» размещена в разделах
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих дома.
Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа современных гаджетов и крайне слабой культурой собственной безопасности.
Цель работы: является теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий, при которых формирование представлений о безопасности в быту у детей старшей группы в организованной воспитателем деятельности будет эффективным.
Формированию у детей представлений о безопасности в быту отводится важнейшее место в системе дошкольного образования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, безопасность в быту включает в себя приобретение опыта в различных видах деятельности детей : формировать основы безопасного поведения детей в быту, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье.
Безопасность для старшего дошкольного возраста – это не заучивание правил, а формирование знаний и норм безопасного образа жизни – ребенок учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их.
Проблема по формированию представлений и обогащению опыта безопасного поведения детей дошкольного возраста отражена в работах Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, Т. И. Даниловой, О. Л. Князевой, Т. С. Майоровой, Р. М. Мироновой и др.
Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать её необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Безопасность жизнедеятельности ребенка — это область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Для того чтобы дети в детском саду были здоровы, необходимо научить их основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем обстоятельствам, которые их ожидают. И, конечно же, необходимо воспитывать потребность дошкольников в здоровом образе жизни, учить их правильно относиться к своему здоровью.
Для формирования представлений у детей старшей группы о безопасности в быту применяются следующие методы: наблюдения, сравнения, повторения, игровой метод, метод моделирования ситуаций. В работе по обучению основам безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста используются следующие формы : игры, комплексные практические занятия, ознакомление с художественной литературой, беседы, экскурсии, эксперименты и опыты, «минутки безопасности», театрализованные представления; отгадывание загадок, кроссвордов; сбор фотоматериалов, просмотр фильмов, мультфильмов; встреча с интересными людьми, мультимедийные презентации, работа над проектами.
Анализ опыт работы воспитателей по формированию представлений о безопасности в быту у детей старшей группы показал, что в практической деятельности воспитатели используют различные формы, методы, средства с целью формирования у дошкольников представлений о безопасности в быту. Таким образом, воспитатели прививают детям опыт безопасного поведения дошкольников, развивают способности адекватно реагировать в случае опасности и обучают способам самосохранения и выживания.
Спасибо за внимание, я готова выслушать ваши вопросы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. – Москва : Сфера, 2016. - 52с. - ISBN 978-5-534-00952-1. – Текст : непосредственный.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 144 с. – ISBN 5-89814-121-9 – Текст : непосредственный.
3. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста : программа для дошкольных образовательных учреждений / Н. Н. Авдеева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. – 144 с. - ISBN 5-89814-1219. – Текст : непосредственный.
4. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста : книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая. – Москва : Просвещение, 2006. - 94 с. – ISBN 5-09-015533-Х. – Текст : непосредственный.
5. Боровлева, А. В. Пожарная безопасность / А. В. Боровлева / Дошкольное воспитание. - 2017. - №4. – С. 114-117. – Текст : непосредственный.
6. Веракса, Н. Е. От рождения до школы : инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы. – Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с. - ISBN 978-5-4315-0745-8. – Текст : непосредственный