Получи документы

Формирование предпосылок учебной деятельности

Елена Шингарева
Формирование предпосылок учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование предпосылок универсальных учебных действий.

(из опыта работы)

В детском саду у нас всего две группы и все они разновозрастные. В прошлом учебном году мы работали в старшей разновозрастной группе, то есть работали с детьми 5-6-7 лет. В позапрошлом учебном году выпустили в школу 5 человек, из них трое не совсем удачно справились с тестированием. На основе проб и ошибок с детьми следующего выпуска(9 человек, чтобы достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами, решили больше внимания уделить детям подготовительной к школе группе. Подбор детей этого возраста был очень неплохим в плане организованности, умственных способностей, заинтересованности к обучению. Дети, глядя на предыдущих выпускников, уже умели работать в тетрадях, выполняли задания повышенной трудности, рисовали неплохо, включались в непрерывную образовательную деятельность по обучению грамоте. Повезло нам и с родителями этих детей: они были заинтересованы в успехе своих детей, прислушивались к замечаниям, были в курсе событий из жизни группы. Важную задачу перед родителями ставили такую – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет.

Темочки:

Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе, как мы знаем, испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы.

Эти навыки мы и старались привить детям.

1. Речевые знания и умения:

- звуковой анализ слова;

- построение фразы;

- словарный запас;

- фонематический слух;

- звукопроизношение.

Некоторые дети уже знали буквы и к концу учебного года могли читать, заслуга родителей конечно, поэтому дети без труда справились с заданием «звуковая дорожка»

2. Математические знания и представления :

- счет в пределах 10 (прямой и обратный);

- состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";

- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

- пространственные представления (верх – низ, право – лево).

3. Навыки учебной работы :

- посадка за столом (партой);

- способ удерживания пишущего предмета;

- ориентация на странице в тетради, книге;

- умение слушать и выполнять задание педагога;

- знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий в работе с детьми. Чтобы сформировать это умение, обращали внимание на такие особенности поведения ребенка: - внимательно ли он слушает взрослого;

- выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

- задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

- признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Особое внимание уделяли Графическому навыку.

Конечно большое значение в работе имело место и конструирование и трудовые поручения и рисование, но этих занятий было недостаточно для подготовки к письму необходима была продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома. Часто родители сами просили давать им домашнюю работу в тетрадях.

Сначала простые задания по клеточкам (обведение элемента по точкам, затем более сложные (написание элемента самостоятельно). При этом обращали внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым стимулировали интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

А так же обеспечивали точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук использовались следующие приемы и упражнения:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- лепка из глины;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом велось обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Потому наши дети с успехом справились с заданием «Графические ряды» и «Точки»

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками. А наши дети очень любили рисовать и за год достаточно овладели навыками рисования и домов (их рисовали в каждом рисунке, постепенно усложняя способ изображения: сначала просто из геометрических форм, потом используя разные элементы: окна, двери, труба, дым, потом двухэтажные дома и так далее)С этим они они справлялись хорошо. Строение дерева- это как «отче наш» : ствол, ветки, крона. В подготовительной группе часто использовались задания: схематично изобрази комнату, участок. Поэтому пользуясь одним простым карандашом, дети без труда рисовали кроны деревьев, не затрудняя себя вырисовыванием листиков. Ну и самое трудное в рисовании это рисование человека. Сначала учили детей схематично изображать скелет человека, а потом способом одевания, наряжать. Заостряли внимание на пропорции человека, его величину, что человек не может быть выше дома и дерева. В течение года было достаточно тем по рисованию, чтобы дети использовали в своих рисунках изображение и домов, и деревьев, и человека. Поэтому наши дети очень старались и справились и с этим заданием.

Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дала хорошие результаты. Из общения с учителем первого класса, наши дети уверены в своих возможностях, сформировалось внимание, хорошая мелкая моторика, развит глазомер, имеют зрительную память. И детьми она очень довольна.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 14:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шингарева (УИ 276084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД