Елена Шингарева
Формирование предпосылок учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок универсальных учебных действий.
(из опыта работы)
В детском саду у нас всего две группы и все они разновозрастные. В прошлом учебном году мы работали в старшей разновозрастной группе, то есть работали с детьми 5-6-7 лет. В позапрошлом учебном году выпустили в школу 5 человек, из них трое не совсем удачно справились с тестированием. На основе проб и ошибок с детьми следующего выпуска(9 человек, чтобы достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами, решили больше внимания уделить детям подготовительной к школе группе. Подбор детей этого возраста был очень неплохим в плане организованности, умственных способностей, заинтересованности к обучению. Дети, глядя на предыдущих выпускников, уже умели работать в тетрадях, выполняли задания повышенной трудности, рисовали неплохо, включались в непрерывную образовательную деятельность по обучению грамоте. Повезло нам и с родителями этих детей: они были заинтересованы в успехе своих детей, прислушивались к замечаниям, были в курсе событий из жизни группы. Важную задачу перед родителями ставили такую – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет.
Темочки:
Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе, как мы знаем, испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы.
Эти навыки мы и старались привить детям.
1. Речевые знания и умения:
- звуковой анализ слова;
- построение фразы;
- словарный запас;
- фонематический слух;
- звукопроизношение.
Некоторые дети уже знали буквы и к концу учебного года могли читать, заслуга родителей конечно, поэтому дети без труда справились с заданием «звуковая дорожка»
2. Математические знания и представления :
- счет в пределах 10 (прямой и обратный);
- состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
- пространственные представления (верх – низ, право – лево).
3. Навыки учебной работы :
- посадка за столом (партой);
- способ удерживания пишущего предмета;
- ориентация на странице в тетради, книге;
- умение слушать и выполнять задание педагога;
- знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).
Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий в работе с детьми. Чтобы сформировать это умение, обращали внимание на такие особенности поведения ребенка: - внимательно ли он слушает взрослого;
- выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
- задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
- признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.
Особое внимание уделяли Графическому навыку.
Конечно большое значение в работе имело место и конструирование и трудовые поручения и рисование, но этих занятий было недостаточно для подготовки к письму необходима была продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома. Часто родители сами просили давать им домашнюю работу в тетрадях.
Сначала простые задания по клеточкам (обведение элемента по точкам, затем более сложные (написание элемента самостоятельно). При этом обращали внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым стимулировали интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
А так же обеспечивали точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук использовались следующие приемы и упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом велось обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Потому наши дети с успехом справились с заданием «Графические ряды» и «Точки»
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками. А наши дети очень любили рисовать и за год достаточно овладели навыками рисования и домов (их рисовали в каждом рисунке, постепенно усложняя способ изображения: сначала просто из геометрических форм, потом используя разные элементы: окна, двери, труба, дым, потом двухэтажные дома и так далее)С этим они они справлялись хорошо. Строение дерева- это как «отче наш» : ствол, ветки, крона. В подготовительной группе часто использовались задания: схематично изобрази комнату, участок. Поэтому пользуясь одним простым карандашом, дети без труда рисовали кроны деревьев, не затрудняя себя вырисовыванием листиков. Ну и самое трудное в рисовании это рисование человека. Сначала учили детей схематично изображать скелет человека, а потом способом одевания, наряжать. Заостряли внимание на пропорции человека, его величину, что человек не может быть выше дома и дерева. В течение года было достаточно тем по рисованию, чтобы дети использовали в своих рисунках изображение и домов, и деревьев, и человека. Поэтому наши дети очень старались и справились и с этим заданием.
Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дала хорошие результаты. Из общения с учителем первого класса, наши дети уверены в своих возможностях, сформировалось внимание, хорошая мелкая моторика, развит глазомер, имеют зрительную память. И детьми она очень довольна.