Екатерина Волковая
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Исходя из этого немало важное место в ДОУ занимает формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий, особую роль в которых занимает самосознание. Это означает, что у ребенка сформировано представление о себе и о своих возможностях, проявляется самопринятие и самоуважение, то есть имеется самооценка и Я-концепция, как результат самоопределения. Особенно ярко это проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Но даже в этом возрасте ребенок не может объективно оценивать себя. Ему необходима помощь взрослого, который помогает проанализировать действия ребенка в сравнении с действиями других детей. Основной задачей педагога является научить воспитанника сравнивать себя с другими в схожих ситуациях. Результатом работы будет умение ребенка давать себе верную оценку, другими словами, наличие у него рефлексии.
Публикация «Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Рефлексивная самооценка является одним из наиболее значимых и полез-ных умений, основой для саморазвития и совершенствования. И на ее основе очень легко проектировать всю систему формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Идеал – эталонный объект, который обладает определенными качествами.
Настоящий человек – реальная личность, разнится с идеалом.
Основная задача рефлексивной самооценки состоит в том, чтобы научить реальную личность сравнивать себя с неким «идеалом», находить отличия, варианты их устранения.
При проведении подвижных игр необходимо использовать рефлексивную самооценку как полностью, так и частично, состоящую из отдельных рефлексивных действий :
- определять отличительные признаки объектов (реальных и идеальных);
- в сравнении находить сходство и отличие;
- сравнивать свою деятельность и ее продукт с идеалом;
- находить способы устранения отличий через формулирование задачи (что изменить? как сделать? …. и т. д.
Во время игр нужно позволять воспитанникам испытать разные роли и оценить себя в них (кошка, мышка, пожарный и др.) Указание на идеальные признаки того или иного героя должны быть ненавязчивы. Роль педагога заключается не в том, чтобы перечислить ученикам качества эталона и добиться того, чтобы они все запомнили и повторили, а в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание самим сформулировать эти признаки, сравнить себя и свои действия с идеалом и во всем стремиться к совершенству.
Возможности усложнения рефлексивной деятельности не ограничены. Основное направление можно определить, как движение от частного к общему.
Пример.
- Кого можно назвать хорошим спортсменом? А ты – хороший спортсмен? Что нужно сделать, чтобы с уверенностью сказать: «Я – хороший спортсмен!»?
- Как ты думаешь, какая должна быть «идеальная» команда? А команда, в который ты участвуешь – хорошая? Что нужно сделать, чтобы можно было с уверенностью сказать: «Наша команда – самая лучшая!»?
- Каким должно быть «идеальное» соревнование? Как ты думаешь: наши эстафеты соответствует понятию идеала? Что нужно изменить, чтобы игра стала лучшей в мире?
- Идеальные олимпийские игры – какие должны быть? Что нужно сделать сейчас, чтобы наша Российская команда была самой лучшей и выиграла Олимпийские игры?
Применить данный метод можно во время командных соревнований. Воспитанники с удовольствием играют в эти игры, увлеченно выполняют все задания, переживают, и, конечно же, все хотят быть победителями. Но при подведении итогов воспитатель часто произносит: «Победила дружба!». Но дети хотят услышать другой ответ. Лучше будет, если рассчитать время проведения игры так, чтобы после ее окончания до конца занятия осталось 3-5 минут. Гораздо больший эффект и пользу можно получить, организовав рефлексивную командную самооценку. Задайте командам вопросы:
- Что такое команда? Перечислите качества хорошей команды.
- Добилась ли ваша команда сегодня успеха? Чем ваша команда отличается от идеальной?
- Что нужно сделать, чтобы уверенно заявить: «Мы – самая лучшая команда!»?
Ответы у разных команд будут разные, так же, как и причины их неудач, но такой групповой самоанализ полезен во всех отношениях, что поможет в формировании всех предпосылок УУД, в первую очередь – личностных. Перед следующей игрой необходимо вспомнить, что и почему они говорили и правильно настроились на игру.
Необходимо использовать любую возможность для побуждения учащихся к рефлексивной деятельности.