Вышлова Екатерина
Формирование предпосылок к учебной деятельности дошкольников как одно из условий успешной адаптации будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из задач дошкольного образования является «формирование предпосылок учебной деятельности».
Поступление ребё нка в школу является переломным моментом в его жизни: изменяется вся жизнь ребёнка, он сталкивается с совершенно новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного дня, почти неподвижно сидя за партой, и т. д.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вчерашние дошкольники, пришедшие в школу, могут оказаться не готовыми к учебной деятельности, имея при этом большой запас знаний и умений.
В отличие от игровой, учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Её структура предполагает овладение детьми мотивационно-ориентировочным, операционным и регуляционным компонентами. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.
Учебная деятельность не даётся ребёнку в готовой форме, и потому в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы её предпосылки, обеспечивающие принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.
Отечественные психологи делят предпосылки учебной деятельности на две основные группы:
• психологические (т. е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения);
• коммуникативные или психосоциальные (это умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать познавательную задачу, свободно владеть средствами общения, выполнять действия и дать им оценку).
Для формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в образовательной деятельности педагогам необходимо обеспечить:
• интеграцию игровой деятельности в образовательную, обеспечивающую активность ребенка;
• сотрудничество ребёнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование у него способности и желания узнавать новое.
Формирование предпосылок учебной деятельности педагоги нашего детского сада осуществляют как в процессе занятий (непрерывной образовательной деятельности, так и в игровой деятельности в ходе режимных моментов.
Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе непрерывной образовательной деятельности
В соответствии с ФГОС ДО занятие, как форма образовательной деятельности, понимается как увлекательное совместное с детьми дело, в процессе которого педагог решает образовательные задачи. Поэтому позиция наших педагогов по отношению к детям носит характер сотрудничества, когда ребенок в совместной с педагогом деятельности является равноправным партнером.
Для успешного формирования предпосылок учебной деятельности важна внутренняя мотивация, вызванная познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». С этой целью на занятиях педагоги создают мотивирующие ситуации, которые позволяют поддерживать детский интерес на протяжении всего времени непрерывной образовательной деятельности.
Это может быть:
• создание проблемных ситуаций,
• выполнение творческих заданий,
• использование мультимедийных презентаций,
• организация учебно-познавательных игр, игра по аналогии с популярными телевизионными играми «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?» «КВН».
В ходе занятий педагоги стараются:
• максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
• акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях;
• создавать атмосферу успеха и формировать у детей уверенность в своих силах и способностях.
А при подведении итогов образовательной деятельности отмечают успехи детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддерживают стеснительных, застенчивых, отмечают тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами.
А также создают эмоциональный настрой на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений.
Такая организация непрерывной образовательной деятельности способствует формированию у детей личностных качеств и способностей, которые, в свою очередь, определяют формирование универсальных учебных действий в начальной школе.
Игры на формирование у детей предпосылок учебной деятельности
Важную роль в формировании предпосылок учебной деятельности играет ведущая деятельность, присущая дошкольному возрасту - игра.
Именно с помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Игры на формирование у детей предпосылок коммуникативных учебных действий
Для формирования у детей предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий педагоги применяют в своей работе следующие игры;
• «Разговор через стекло»
• Упражнение «Комплименты и подарки»
• «Использование предметов»
• «Кому угощение?»
• «Вежливые слова»
• «Рассказ по кругу»
• «Солнце или дождик?»
• «Угадай, что делать»
Используя данные игры, наши педагоги учат детей высказывать свои мысли, задавать уточняющие вопросы по материалу («Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?» и т. д., переспрашивать, уточнять.
Например игра «Комплименты и подарки» : ребенок садится на отдельно стоящий стул. Все участники игры по очереди говорят ему комплименты (воспитатель поощряет высказывания, относящиеся к внутреннему миру личности: черты характера, особенности поведения и т. д., а затем преподносят воображаемый подарок, исходя из субъективного представления о том, в чем нуждается данный человек. Примерно игра проходит следующим образом: «Мне в тебе нравится., я хочу тебе подарить.». Подарками могут быть как конкретные или фантастические вещи (велосипед, робот, остров и т. п., так и недостающие личностные качества, черты характера (смелость, меткость, выдержка и т. д.). Когда все выскажутся, ребенок, сидящий на стуле, говорит о чувствах, которые возникли при проведении упражнения (обида, радость, удивление, смех и т. д.). Необходимо, чтобы все желающие «посидели на стуле».
В игре «Кому угощение?» воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
В игре «Рассказ по кругу» дети садятся в круг, воспитатель начинает рассказ: «Сегодня выходной день и.» его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
Ролевые игры как средство развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий
Для формирования у детей умения критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие, одобрение (неодобрение, оценивать эмоциональное поведение друг друга, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам, мы используем ролевые игры.
Например, в игре «Угадай, кто я?» дети получают необычное задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, животного, при этом необходимо двигаться и изъясняться от его имени. Можно использовать известные сказочные диалоги (например, Красная шапочка и серый волк). Остальные дети должны догадаться, в кого превратился их товарищ. Можно использовать элементы костюма, декорации. После окончания игры, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.
Или игра «Продолжи сказку». Дети совместно с педагогом сочиняют сказку, а затем разыгрывают ее, распределяя между детьми роли.
Такая игра не только побуждает детей фантазировать, развивает речь, но и способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений.
А проигрывание одной и той же ситуации несколько раз, позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения, обсудить наиболее удачные, провести рефлексию своей деятельности.
Игры на формирование предпосылок познавательных учебных действий
Для формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий в своей работе педагоги используют игры:
• «Говори наоборот»
• «Ассоциации»
• Логические задачи
• Задачи - шутки на сообразительность и смекалку
• «Найди дом для палочки» (палочки Кюизенера)
• «Угадываем линии»
• «Игра с цифрами»
• «Сосед слева – сосед справа»
• Ребусы и кроссворды
В ходе данных игр педагоги помогают детям овладеть наиболее продуктивными методами познавательной деятельности, используя схемы, планы, модели, учат ребенка применять свои знания на практике, а именно в детских видах деятельности.
Очень полезны для развития познавательной сферы загадки, логические задачи и т. п. Решая задачи на логику, память и мышление, ребенок учится устанавливать логические связи, анализировать и сопоставлять данные, классифицировать предметы, выявлять их общие свойства и черты, обобщать, выполнять другие логические действия, в которых разгадка не является очевидной.
С большим увлечением наши дети играют в игру «Найди дом для палочки» с использованием палочек Кюизенера.
На полу разложены обручи, они обозначают домики. В каждом обруче лежит карточка с цифрой. Между обручами рассыпаны палочки. Воспитатель сообщает детям, что каждое число живет в своем домике, а у каждого домика есть адрес. Номер дома соответствует тому числу, которое там живет. Но случилось недоразумение, и числа – цветные палочки так заигрались, что заблудились и просят помощи. Воспитатель предлагает детям помочь палочкам и развести их по своим адресам. Детям нужно разложить палочки в обручи соответственно значению числа. Например, обруч с цифрой 5 - в него располагают палочки желтого цвета, так как они обозначают число 5 После выполнения задания дети проверяют, правильно ли «проводили жильцов».
Ещё одна любимая игра наших детей - «Угадываем линии».
У каждого ребенка на столе карточка с изображением линии (прямой, кривой, ломанной, замкнутой или в форме спирали) и веревочка длиной 30-40 сантиметров, из которой нужно на столе выложить линию по данному образцу. Выполнив задание, карточку надо перевернуть изображением вниз. Затем дети поочередно рассматривают все работы, угадывая, какую линию нужно было выложить. Карточки снова переворачивают и определяют, правильно ли выполнено задание. Если оно выполнено неправильно, дети находят ошибки и объясняют их.
Игры на формирование предпосылок регулятивных учебных действий
Для формирования предпосылок регулятивных учебных действий педагоги в своей работе педагоги используют следующие игры:
• «Сохрани слово в секрете»
• «Двигаемся по команде»
• Подвижные игры:
• «Бездомный заяц»
• «Волк во рву»
• «Горелки»
• «Два Мороза»
• «Чье звено скорее соберется?»
• «Шишки, желуди, орехи»
В целях формирования регулятивных учебных действий дошкольников наши педагоги используют игры и игровые упражнения, направленные на развитие действия контроля и волевой саморегуляции, т. е. формирование умения доводить начатое дело до конца. Речь идет в первую очередь о тех видах работы, которые требуют от ребенка умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важны с точки зрения его подготовки к школе.
В этих играх педагоги формируют у детей умение слушать и слышать, действовать по инструкции взрослого, что является необходимым условием успешного обучения в школе.
Кроме того, в данных играх педагоги формируют навык самоконтроля, самооценки: проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть недочеты, находить ошибки и исправлять их. Это очень трудно! Без поддержки, терпеливой помощи педагога дошкольнику с этим не справиться, ведь в этом возрасте ребенок не всегда способен адекватно оценить результаты своей деятельности (чаще всего эта оценка бывает завышена).
Примером такой игры может быть игра «Сохрани слово в секрете» : воспитатель говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии : названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т. д.
Основная задача игры - научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. Варианты: правил:
1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [п].
2. Нельзя повторять слова, обозначающие мебель.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно «удерживать» правило, можно перейти к игре с одновременным использованием двух правил одновременно. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. В ходе игры можно меняться с ребенком ролями.
Предпосылки регулятивных учебных действий наши педагоги формируют у детей и в ходе проведения подвижных игр. Это планирование общей цели и пути ее достижения, распределение функций и ролей в совместной деятельности, конструктивное решение конфликтов, оценка собственного поведения и поведения партнера.
Это такие игры как:
• «Бездомный заяц»
• «Чье звено скорее соберется?»
• «Два мороза»
Как показывают результаты психолого-педагогических наблюдений, к концу ученого года у большинства детей подготовительных групп нашего детского сада формированы предпосылки учебной деятельности : дети с увлечением посещают занятия, научились задавать вопросы, сравнивать, классифицировать, выполнять суждения и приходить к умозаключениям. У них развились умения сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному, воспринимаемому образу.
Таким образом, согласно материалам Л. С. Выготского, предпосылки к определенному виду обучения закладываются на предыдущем этапе развития, в частности предпосылки к учебной деятельности «вырастают» из игровой деятельности дошкольника. Их наличие у детей в дошкольном возрасте способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия успешности в дальнейшей учебной деятельности и освоении предметных дисциплин на этапе начального общего образования.
Тем не менее, не стоит забывать, что главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а воспитание в каждом дошкольнике личности, которая на выходе из детского сада будет обладать качествами, позволяющими спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы.