Елена Перескока
Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в соответствии с ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение –
детский сад «Солнышко» города Аркадака
Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в соответствии с ФОП
Выполнила:
воспитатель
Перескока Елена Сергеевна
Аркадак, 2023 г.
Оглавление
Введение. 3
1. Формирование финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФОП ДО. 5
Публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в соответствии с ФОП» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
2. Опыт формирования представления о финансовой грамотности у дошкольников. 7
Введение.
В последнее время очень часто слышно, что ребенок не ценит труд взрослого, не бережет вещи, просит покупать дорогие игрушки. Такое поведение детей обусловлено финансовой безграмотностью.
В 2017 году Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности. Рассчитана она на 2017-2023 гг. Правительство РФ предположило, что с помощью данной стратегии улучшится финансовое благосостояние населения. Повсеместно в образовательных учреждениях стали использовать различные технологии и модели для увеличения финансовой грамоты детей.
Финансовая грамотность – это развитие общих компетенций ребенка, для успешного принятия грамотных и взвешенных решений, связанных с деньгами в будущем.
В связи с введением в эксплуатацию с 1 сентября 2023 года новой Федеральной образовательной программы возник вопрос, как теперь формировать финансовую грамотность дошкольников.
Цель данной работы – это показать полученный опыт работы в экономическом воспитании детей, рассмотреть дальнейшую возможность работы с финансовой грамотой дошкольников в связи сведением ФОП ДО.
Во время работы с детьми были поставлены следующие задачи.
Задачи:
• Ознакомление дошкольников с финансовыми и экономическими представлениями.
• Обогащение, словарного запаса дошкольников основными финансовыми и экономическими терминами.
• Формирование разумных экономических потребностей, умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
• Воспитание бережливости ко всем видам собственности.
• Рассмотрение возможности использования раздела финансовой грамотности в соответствии с ФОП ДО.
Финансовую грамотность дошкольников необходимо формировать в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.
Актуальность работы состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
1. Формирование финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФОП ДО.
С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования :
• обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности доступными средствами и на соответствующем его возрасту содержании;
• создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины;
• создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Помимо всех образовательных областей изменения, конечно, затронули и воспитание финансовой грамотности в детских садах. Как же изменится внедрение обучению экономическому развитию?
Согласно «П. 18.6. от 5 лет до 6 лет, П. 18.7 от 6 лет до 7 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
• формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
• развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе; знакомить детей с элементарными экономическими знаниями,
• формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного возраста с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда.
Педагог создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат) : продавец продает товар покупателю, рабочий на фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает товар.
Педагог формирует представление детей о современной технике, в том числе цифровой, её разнообразии, создает образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых.
Педагог создает условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей (законных представителей).
2. Опыт формирования представления о финансовой грамотности у дошкольников.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от методов и приемов, которые мы используем, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Основные методы в работе воспитателя это игровые. Мною были использованы дидактические игры и игровые упражнения такие как: «Хочу и надо», «Где пригодится», «Кто что производит», «Кому что нужно», «Купи другу подарок», «Копилка», «Вес лые повара», «В доме зарплата».
Театрализованные игры включают в себя мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети или куклы. Материалом для обыгрывания служат народные сказки «Курочка ряба», «Колосок», «Репка» и др.) и авторские сказки «Лесное кафе», «В волшебном лесу», «Копилка» и др.
Кроме того мною были использованы:
• Пословицы и поговорки воспитывают морально-нравственные качества и представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр.
• Загадки влияют на развитие поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.
• Чтение и обсуждение художественных произведений является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов.
• Беседа, побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.
Помимо игровых и словесных методов мною в работе применялись наглядные технологии:
• Наблюдения. Приобщение детей к труду взрослых, развитие интереса к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения.
• Мультфильмы и презентации. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Например, мультфильм «Как мужик корову продавал».
Презентация «История возникновения денег». «Уроки тетушки Совы» : «Азбука денег», «Что такое деньги?», «Умение экономить», «Карманные деньги» и пр.
• Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала.
В старшем дошкольном возрасте можно применять практические упражнения, экспериментирование с деньгами. Исследование помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы (например, путь товара от производителя к потребителю и пр.)
Таким образом, используя методы и приемы в совокупности, а также современные технологии, мы формируем первоначальные представления о финансовой культуре и готовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений.
Заключение.
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь экономического, трудового и этического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный поход к развитию личности дошкольника. Дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу в вопросах финансовой грамотности и получат возможность полноценной организации свободного времени.
Рассмотрев следующие задачи:
• Ознакомление дошкольников с финансовыми и экономическими представлениями.
• Обогащение, словарного запаса дошкольников основными финансовыми и экономическими терминами.
• Формирование разумных экономических потребностей, умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
• Воспитание бережливости ко всем видам собственности.
• Рассмотрение возможности использования раздела финансовой грамотности в соответствии с ФОП ДО.
была достигнута основная цель работы.
Внедрение финансовой грамотности неразрывно связано с новой Федеральной образовательной программой. Исходя из этого, можно предполагать, что воспитание финансовой грамотности станет обязательным на уровне дошкольного образования. Надеюсь, что результат моей работы поможет положить начало динамике уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников.
Мною планируется в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности.
Список литературы
1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.
3. Галкина Л. Н. «Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста// Учебно – методическое пособие, Челябинск, 2006г.
4. Герасименко С. В., Маркушевская Е. А., Шайкина И. П., Назарова И. В. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока или экономика для малышей», Волгоград, 2015г. Электронный ресурс: https: //new.kiro46.ru/docs/ BELOBOKA.pdf
5. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами/Издательство «Добрая книга», 2006г. 5. Денежные сказки: альбом для художественного творчества из комплекта «Финансовый грамотей». Пособие для воспитания финансовой грамотности/ Иркутск : ООО «Альмира» 2012г.