Альбина Гетт
Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель».
Предметный словарь
1-й год обучения
Существительные
стол, стул, кровать, диван, кресло, тумбочка, трюмо, сервант, полка, табурет, тахта, шкаф.
Части предметов
У кресла - спинка, сиденье, подлокотники.
У стола - крышка, четыре ножки.
У стула - спинка, сиденье, ножки и т. д.
Обобщающее слово
мебель.
Различия предметов
Стул - кресло - табурет.
Полка - шкаф - сервант.
Диван - кровать.
Родительный падеж множественного числа
Публикация «Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы „Мебель“» размещена в разделах
- Мебель. Все о мебели для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Много столов, стульев, шкафов, диванов.
Единственное и множественное число в именительном падеже
Стол - столы, шкаф - шкафы.
Образование уменьшительно-ласкательной формы
Стол - столик, стул - стульчик, кровать - кроватка.
2-й год обучения
Повторение и закрепление словаря, усвоенного на 1-м году обучения.
Виды мебели
Кухонная - стол, стул, табурет.
Гостиная - диван, кресло, журнальный столик.
Спальня - тахта, кровать, тумбочка, шкаф.
Классификация предметов
Мебель - одежда, мебель - посуда.
Употребление с существительными простых и сложных предлогов
Из-под стола, под кроватью, за диваном, между креслами, из-за шкафа.
Из чего делают мебель?
Из дерева, из железа, из пластмассы.
Кто ремонтирует, делает мебель?
Столяр.
Дидактические игры и упражнения
1-й год обучения
Магазин «Мебель»
Дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на картинку или схему.
Педагог предлагает ребенку купить предмет мебели в магазине и описать его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.
Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нем удобно сидеть и еще в нем можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.
Один и много
Дети упражняются в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.
Педагог называет предмет мебели в единственном числе и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.
У меня один стул, а у тебя много… (стульев).
Чего не стало?
Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже, у них развивается внимание, память.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением мебели и закрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Дети должны угадать, какой предмет мебели отсутствует.
Нет стола, нет стула, кровати.
Разложи по своим местам
Дети упражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развивается слуховое внимание.
Педагог обращает внимание детей на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по своим местам.
Книгу положи в шкаф, мяч - под шкаф, подушку - на кровать.
2-й год обучения
Что общего? Чем отличаются?
Дети упражняются в сравнении двух предметов.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.
Этот стол большой, а этот столик маленький.
Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.
Чего не хватает?
Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже.
Педагог предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает.
У стола нет ножки, шкаф без ручки.
У нас порядок
Дети расширяют свой словарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами.
Педагог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.
Что можно положить на полку (на стол, в стол, на кровать?
Составление описательного и сравнительного рассказов
Педагог предлагает детям составить загадку-описание. И затем это описание дополнить.
Это предмет мебели. Он сделан из дерева, значит, он деревянный.
У него есть крышка и четыре ножки.
Крышка у стола круглая, гладкая, коричневого цвета. Ножки высокие, четырехугольные. Стол большой, крепкий, за ним может разместиться большая семья. Обычно его ставят на кухне. Стол - это кухонная мебель.
Педагог предлагает детям сравнить два предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы).
Это стол кухонный, а это стол журнальный. Кухонный стол белого цвета, а журнальный - коричневого. Кухонный стол круглый, а журнальный - овальный. У кухонного стола есть крышка и четыре высокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие. Кухонный стол пластмассовый, а журнальный - деревянный. Кухонный стол высокий, а журнальный - низкий. За кухонным столом можно обедать или пить чай, а на журнальный стол можно положить журналы, газеты или книжки. И кухонный и журнальный столы - это мебель.
Загадки и отгадки
Дети учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки мебели.
Педагог предлагает детям отгадать загадки. Если они отвечают правильно, на фланелеграфе выставляется картинка с изображением соответствующей мебели.
***
В этом доме этажи
Называют полками,
Тут белье мое лежит:
Кофточки с футболками.
Всё всегда на месте в доме:
Сарафан, халат и шарф,
Как зовется этот домик?
Угадали? Это… (шкаф).
***
Днем спит на ней подушка,
А вечером Андрюшка.
(Кровать.)
***
Наступает ночка.
Ты устала дочка.
Спи, дочурка, сладко
Ждет тебя… (кроватка).
***
На нем сидят, телевизор глядят.
Если устал - лег, полежал.
Что это, ребята? (Диван.)
***
За стеклом на полках в ряд
Книги разные стоят.
(Книжный шкаф.)
***
Четыре братца под одной
крышей живут. (Стол.)
***
Под крышей - ножки,
А на крыше - суп да ложки. (Стол.)