Приложение МААМ

Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель»

Альбина Гетт
Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель».

Предметный словарь

1-й год обучения

Существительные

стол, стул, кровать, диван, кресло, тумбочка, трюмо, сервант, полка, табурет, тахта, шкаф.

Части предметов

У кресла - спинка, сиденье, подлокотники.

У стола - крышка, четыре ножки.

У стула - спинка, сиденье, ножки и т. д.

Обобщающее слово

мебель.

Различия предметов

Стул - кресло - табурет.

Полка - шкаф - сервант.

Диван - кровать.

Родительный падеж множественного числа

Публикация «Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы „Мебель“» размещена в разделах

Много столов, стульев, шкафов, диванов.

Единственное и множественное число в именительном падеже

Стол - столы, шкаф - шкафы.

Образование уменьшительно-ласкательной формы

Стол - столик, стул - стульчик, кровать - кроватка.

2-й год обучения

Повторение и закрепление словаря, усвоенного на 1-м году обучения.

Виды мебели

Кухонная - стол, стул, табурет.

Гостиная - диван, кресло, журнальный столик.

Спальня - тахта, кровать, тумбочка, шкаф.

Классификация предметов

Мебель - одежда, мебель - посуда.

Употребление с существительными простых и сложных предлогов

Из-под стола, под кроватью, за диваном, между креслами, из-за шкафа.

Из чего делают мебель?

Из дерева, из железа, из пластмассы.

Кто ремонтирует, делает мебель?

Столяр.

Дидактические игры и упражнения

1-й год обучения

Магазин «Мебель»

Дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на картинку или схему.

Педагог предлагает ребенку купить предмет мебели в магазине и описать его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нем удобно сидеть и еще в нем можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

Один и много

Дети упражняются в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.

Педагог называет предмет мебели в единственном числе и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.

У меня один стул, а у тебя много… (стульев).

Чего не стало?

Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже, у них развивается внимание, память.

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением мебели и закрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Дети должны угадать, какой предмет мебели отсутствует.

Нет стола, нет стула, кровати.

Разложи по своим местам

Дети упражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развивается слуховое внимание.

Педагог обращает внимание детей на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по своим местам.

Книгу положи в шкаф, мяч - под шкаф, подушку - на кровать.

2-й год обучения

Что общего? Чем отличаются?

Дети упражняются в сравнении двух предметов.

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.

Этот стол большой, а этот столик маленький.

Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.

Чего не хватает?

Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже.

Педагог предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает.

У стола нет ножки, шкаф без ручки.

У нас порядок

Дети расширяют свой словарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами.

Педагог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

Что можно положить на полку (на стол, в стол, на кровать?

Составление описательного и сравнительного рассказов

Педагог предлагает детям составить загадку-описание. И затем это описание дополнить.

Это предмет мебели. Он сделан из дерева, значит, он деревянный.

У него есть крышка и четыре ножки.

Крышка у стола круглая, гладкая, коричневого цвета. Ножки высокие, четырехугольные. Стол большой, крепкий, за ним может разместиться большая семья. Обычно его ставят на кухне. Стол - это кухонная мебель.

Педагог предлагает детям сравнить два предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы).

Это стол кухонный, а это стол журнальный. Кухонный стол белого цвета, а журнальный - коричневого. Кухонный стол круглый, а журнальный - овальный. У кухонного стола есть крышка и четыре высокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие. Кухонный стол пластмассовый, а журнальный - деревянный. Кухонный стол высокий, а журнальный - низкий. За кухонным столом можно обедать или пить чай, а на журнальный стол можно положить журналы, газеты или книжки. И кухонный и журнальный столы - это мебель.

Загадки и отгадки

Дети учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки мебели.

Педагог предлагает детям отгадать загадки. Если они отвечают правильно, на фланелеграфе выставляется картинка с изображением соответствующей мебели.

***

В этом доме этажи

Называют полками,

Тут белье мое лежит:

Кофточки с футболками.

Всё всегда на месте в доме:

Сарафан, халат и шарф,

Как зовется этот домик?

Угадали? Это… (шкаф).

***

Днем спит на ней подушка,

А вечером Андрюшка.

(Кровать.)

***

Наступает ночка.

Ты устала дочка.

Спи, дочурка, сладко

Ждет тебя… (кроватка).

***

На нем сидят, телевизор глядят.

Если устал - лег, полежал.

Что это, ребята? (Диван.)

***

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят.

(Книжный шкаф.)

***

Четыре братца под одной

крышей живут. (Стол.)

***

Под крышей - ножки,

А на крыше - суп да ложки. (Стол.)

Публикации по теме:

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт»Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Игры по закреплению лексической темы «Овощи»Игры по закреплению лексической темы «Овощи» Игра «Чудесный мешочек» Цель: Развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих проявлений в условиях активного участия их.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: - закреплять.

Дидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения темы «Овощи»Дидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения темы «Овощи» Мастер –класс «Математические пазлы» от 1 до 5 В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие где дети сами являлись участниками мастера-класса.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

«Лебеди». Нетрадиционное рисование ладошкой в рамках лексической темы «Перелетные птицы»«Лебеди». Нетрадиционное рисование ладошкой в рамках лексической темы «Перелетные птицы» Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Но порой, самые.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности в рамках лексической темы «Новогодний праздник»НОД по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности в рамках лексической темы «Новогодний праздник» В рамках лексической темы. Тема: «Новогодний праздник» Цель: Создать условие для формирования математических представлений посредством.

Пособие для развития речевого дыхания при закреплении лексической темы «Космос»Пособие для развития речевого дыхания при закреплении лексической темы «Космос» Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога, коллеги и друзья, родители и просто творческие люди, а так же случайные посетители.

Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель»
Опубликовано: 16 января 2021 в 06:17
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Гетт (УИ 256110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД