Наталья
Формирование правильного дыхания средствами физических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
(народная мудрость)
На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Именно поэтому одной из важнейших задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО является необходимость воспитания у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.
Публикация «Формирование правильного дыхания средствами физических упражнений» размещена в разделах
ФГОС ДО «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.» (см. п. 1.6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами.» (см. п. 2.6 ФГОС ДО).
Образовательная область «Физическое развитие» использует здоровьесберегающие технологии и включает в себя программу ЗОЖ, в которую входит дыхательная гимнастика.
Дыхание является главнейшим источником жизни. При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме.
Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний, как бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, нагноительные процессы в легких и т. д.
Проблема правильного дыхания у детей, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, профилактики заболеваний. Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет ребенка от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т. к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать.
В настоящее время проблеме правильного дыхания уделялось недостаточно внимания. Мы сталкиваемся с проблемой постановки правильного дыхания детей с отклонениями речи. Дыхание очень важно для развития речевого аппарата дошкольников, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Для решения этой проблемы необходимо на I этапе сначала в малой дозировке проводить дыхательные упражнения. Упражнения, включаемые в физкультурную образовательную деятельность, закреплять в повседневной совместную образовательную деятельность при участии воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, на прогулках и во время физкультурных минуток.
На II этапе эти упражнения выполнять с акцентом на удлинении выдоха, четким произнесением звуков.
На III этапе необходимо систематизировать эту работу во взаимодействии со всеми специалистами.
Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех группах.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, физкультурных минутках, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о, шипящих согласных (ш, ж, звука (р) и сочетании звуков (ах, ох, ух).
Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда», «рычит мотор» и пр.).
Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Литература
Вареник, Е. Н. и др. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физкультуре / Е. Н. Варенник, З. А. Корлыханова, Е. В. Китова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144с.
Попова, Н. М., Харламов, Е. В. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях /Н. М. Попова, Е. В. Харламов. – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: МарТ, 2004. – 160с.
Бурлакина, О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с.
Пелихова, А. В. Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста :учебно – методическое пособие / А. В. Пелихва. – Челябинск : Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. – 39, [1]с.