Ульяна Кежаева
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью тривиальных компьютерных средств
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
- формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
- формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- приобретение практических навыков при работе с ПК.
Характеристика ожидаемых результатов
Публикация «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью тривиальных компьютерных средств» размещена в разделах
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.
Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.
Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:
-ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;
-на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;
-на высоком - выполняет задание самостоятельно.
Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.
Принципы и средства обучения
Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:
Доступнность
Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.
Наглядность
Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:
- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;
- магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;
-принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т. д.
- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);
- использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;
-включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);
-подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).
Индивидуальный подход
Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.
Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.
Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.
Домашнее задание
Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т. е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.
1. Компьютерная азбука.
Знакомство с детьми.
Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.
Правила включения и выключения компьютера.
Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.
Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру : колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.
Практическая работа
Игра на знакомство «Имечко».
Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».
Дидактическая игра «Собери компьютер».
Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.
Отработка навыка включения и выключения компьютера.
Электронная поддержка
«Компьютер для дошкольников».
«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».
«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».
Авторские игры-презентации «Что лишнее?», «Домашние животные», «Дикие и домашние животные».
Flash-игра «Загадки о животных».
2. Учимся работать на компьютере.
Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.
Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.
Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.
Программа. Запуск программы. Выключение программы.
Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.
Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.
Практическая работа
Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.
Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.
Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.
Выход из игры с использованием клавиши Esc.
Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.
Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift.
Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.
Изменение фонового рисунка рабочего стола.
Электронная поддержка
«Компьютер для дошкольников».
«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».
«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».
Авторские презентации «Собери фрукты в корзину», «АБВГДейка», «Путешествие в осенний лес».
Авторская игра - презентация «Веселый счет».
3. Развиваемся с компьютером
Игры и задания для развития у ребенка:
- внимания;
- зрительной и слуховой памяти;
- навыков простого счета и чтения;
- распознавания цветов и геометрических фигур;
- логического, образного и ассоциативного мышлений;
- творческого подхода к изучению нового;
- навыков усидчивости и самостоятельной работы.
Электронная поддержка
«Компьютер для дошкольников».
«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».
«Я учусь читать слова».
Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).
«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».
«Несерьёзные уроки. Учимся считать».
«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».
«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».
Методическое обеспечение программы
Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.
Занятия проходят по следующей схеме:
Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.
Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста, повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т. д.
Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).
Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).
Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.
Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».
При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.
После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.
Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.
При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.
Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.
Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.
При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.
Условия реализации программы
Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.
Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.
Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.
Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей : компьютер не принесет им вреда.
Техническое обеспечение
Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/XP, привод CD-ROM, колонки, наушники.