Марина Сухарева
Формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии с интерактивными игрушками
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРУШКАМИ
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека [1, с. 15].
Публикация «Формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии с интерактивными игрушками» размещена в разделах
Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Все большую популярность как эффективное средство формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте приобретают интерактивные игрушки. Они способны заинтересовать ребенка в игре, оказать помощь в их развитии (при игре с ними задействованы фонематический слух, мелкая моторика, логическое мышление, слуховая память, обучении и воспитании, познакомить с окружающим миром, дать достаточную эмоциональную нагрузку.
Г. И. Щукина, занимавшаяся изучением познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес показывает уровень активности личности, он связан с психическими процессами человека, занимает главное место в структуре характера личности». В ее представлении, развитие интереса идет в направлении от поверхностного к устойчивому, глубинному [2].
С целью формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с интерактивными игрушками нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №6» г. о. Саранск.
С целью выявления умения задавать вопросы, а также для изучения уровня познавательного интереса и познавательной активности была проведена методика «Изучение уровня познавательной активности» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина). По результатам диагностики выявлен средний и низкий уровень познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста. Отрадно отметить, что самый низкий уровень зафиксирован не был.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы является формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с интерактивными игрушками. На формирующем этапе исследования группа детей была поделена на экспериментальную и контрольную группы. Работа осуществлялась только с детьми экспериментальной группы, дети контрольной группы в формирующем эксперименте участия не принимали.
Взаимодействие с интерактивными игрушками осуществлялось на протяжении 5-ти месяцев (с сентября по январь). Интерактивные игрушки использовались в процессе обучения дошкольников как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. В группе специально создавались игровые ситуации, предполагающие взаимодействие с интерактивными игрушками (например, «Станцуй как кот Том», «Разучи песенку», «Разучи английский алфавит», «Сосчитай до 10 на английском языке», «Повтори правильно», «Найди нужную букву», «Запомни и повтори», «Помоги коту Тому», «Найди нужную фигуру», «Назови фигуру», «Одень куклу», «Повтори за игрушкой», «Покажи букву», «Позвони другу», «Поговори с Мишкой», «Назови ласково детенышей животных», «Определи ягоды, фрукты и овощи» и другие). Систематическое использование интерактивных игрушек в работе дошкольниками делает процесс их обучения легким и интересным, позволяет ребенку быть непосредственными, непринужденными, оригинальными.
По результатам диагностики, проведенной на контрольном этапе эксперимента, в экспериментальной группе детей выявлен средний и высокий уровень познавательной активности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста. Примечательно, что по-прежнему самый низкий уровень зафиксирован не был. В контрольной группе дети демонстрирую низкий и средний уровни познавательной активности и познавательного интереса. Полученные результаты позволяют выявить динамику и эффективность предложенной системы работы в экспериментальной группе по формированию познавательного интереса в процессе взаимодействия с интерактивными игрушками.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва : Центр пед. образования, 2014. – 31 с.
2. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 2001. – 34 с.