Скуртул Нина Васильевна
Формирование познавательного интереса через экспериментальную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания личности детей дошкольного возраста приобретает особую остроту и актуальность. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, изданные в развитие названного указа, возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных задач.
Публикация «Формирование познавательного интереса через экспериментальную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Следовательно, к проведению каждого эксперимента нужно хорошо готовиться.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования дают ребенку возможность самому ответить на вопросы «как? и почему?». Непосредственный контакт ребенка
с предметами или материалами, интересные опыты позволяют познать их свойства и качества, у детей пробуждается любознательность, желание узнать как можно больше. При проведении эксперимента дети учатся наблюдать, сравнивать признаки, размышлять и делать выводы. Все исследователи экспериментирования видят незаменимость такой деятельности : ребенок познает предмет в ходе практической деятельности с ним. Действия, которые он совершает, выполняют познавательно-исследовательскую функцию, таким образом ребенок познает содержание данного предмета.
Новизна, необычность, тайна и сюрприз всегда являются стимулом для каждого ребенка. Проанализировав эту особенность, я изучила учебно-методическую литературу по проведению экспериментов с детьми (Зыкова О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность; Рыжова Н. А. Знакомство детей с почвой; Букина В. О. Пространство детского сада: познание и экология; Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду; Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре) и начала их внедрять в повседневную жизнь.
Опытно-экспериментальную работу я всегда начинаю с предварительной подготовки к занятиям по экспериментированию. Сначала осуществляю работу по изучению теории вопроса. Читаю детям экологические и экспериментальные сказки. Экологические – например, «Родник», «Дождевой червяк», «Маленькие путешественницы», «Катя и божья коровка». Экспериментальные – например, «Жила-была река», «Как люди речку обидели» и др. Также мы с детьми просматриваем иллюстрации и зарисовки явлений природы. Проводим беседы по теме, экскурсии, наблюдения и т. д.
Я всегда определяю цели и ставлю задачи опытно-экспериментальной работы (задачи, как правило, развивающие, познавательные, воспитательные). Осуществляю игровой тренинг памяти, логики мышления, восприятия и внимания. Провожу предварительную исследовательскую работу с использованием оборудования и учебных пособий. Пособия и оборудование я выбираю с учетом изучаемой темы, сезона и возраста детей.
После проведения эксперимента провожу обобщение результатов, обсуждаю наблюдения в разных формах и подвожу детей к самостоятельным выводам. Вместе с детьми мы заполняем дневники наблюдений, рисуем рисунки, лепим, составляем устные рассказы.
В своей деятельности я использую разные формы работы с детьми : экскурсии (например, в гости к деду Природоведу, прогулки, наблюдения (за сезонными изменениями, явлениями природы, поведением птиц, проращиванием семян на подоконнике, проведение опытов, трудовая деятельность.
В нашей группе совместно с родителями были созданы необходимые условия, разработан план работы и создан экспериментальный уголок, в который входят:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (в качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженного, пластиковые бутылки и т. п. Тем самым, мы не только экономим средства, но и наглядно показываем детям возможность вторичного использования материалов, которые выбрасываются и загрязняют окружающую среду (это очень важный воспитательный момент);
- природный материал: глина, песок, камешки, ракушки, шишки, спил, листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. п. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы, детали конструктора;
- красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
Также в группе созданы условия для проведения опытов с водой, почвой, чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или рассыпать песок (столы накрываем прочной клеёнкой).
При проведении первого эксперимента в начале своей педагогической деятельности мне понравилось, что через наблюдение дети легко устанавливают необходимые им причинно-следственные взаимосвязи и начинают понимать для чего обязательно соблюдение определенных правил.
В ходе дальнейших экспериментов дети получили представление, о почве, о воде, о воздухе, о жизни на земле, о жизни под землёй, о жизни в воде; научились объяснять экологические зависимости; получили представление о неразрывной связи человека с природой; поняли закономерность связей в природе; уяснили, что взаимодействие человека с природой – это не только изучение её, но и охрана.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В этом и заключается активное внедрение детского экспериментирования в работу детских дошкольных образовательных организаций. Воспитатели создают условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.