Светлана Кондрашова
Формирование позитивных установок к различным видам труда при помощи интеллект-карт в работе педагога-психолога с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование позитивных установок к различным видам труда при помощи интеллект-карт в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ
педагог-психолог :
Кондрашова Светлана Васильевна
1слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте познакомить Вас со своей работой по «Формированию позитивных установок к различным видам труда при помощи интеллект-карт в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ».
2 слайд
Публикация «Формирование позитивных установок к различным видам труда при помощи интеллект-карт в работе педагога-психолога с детьми» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Работа психолога в ДОУ
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2022
На современном этапе основной целью воспитания детей дошкольного возраста является поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года). Прогрессивный характер ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и направлен на решение ряда задач. В том числе создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3 слайд
Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека. Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
4 слайд
На базе нашего дошкольного учреждения мною было проведено исследование для определения уровня сформированности у детей с ОВЗ представлений о профессиях взрослых.
В исследованиях применялись такие диагностики как:
- Тест «Знаешь ли ты профессии?»;
- Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Грузик «Представление о труде взрослых»;
- Профориентационный опросник Е. И. Климова;
- Опросник Л. В. Куцакова «Профессиональная деятельность взрослых».
На основе результатов исследования определилась с целью и задачами по работе с детьми с ОВЗ по формированию и развитию позитивных установок к различным видам труда как условию успешной социализации.
5 слайд
Цель: Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи: - Закрепление знаний о профессиях и привития детям ценности труда;
- Ознакомление со спецификой различных профессий, требованиям, которые они предъявляют к человеку;
- Выявление способностей, психологических особенностей темперамента и характера, склонностей, интересов и отношение к определенным видам деятельности; - Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания; - Стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей; - Развитие у ребенка веры в свои силы, путем поддержки его начинаний, а так же облегчение ему самостоятельного выбора профессии в дальнейшем.
6 слайд
При осуществлении обучения детей с ОВЗ возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств для достижения максимального результата в развитии. Одним из таких является использование интеллектуальных карт, позволяющих воспринимать информацию на новом уровне.
Интеллектуальная карта – это простой метод запоминания информации, с помощью которой развиваются творческие, речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Данный метод основывается на наглядно – образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Метод интеллект карт предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом.
7слайд
Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Метод «интеллект-карт» ("mind maps") был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеном.
Для работы с дошкольниками метод интеллект - карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.
8 слайд
Интеллект – карта – это наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра.
9 слайд
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте.
10 слайд
Условия и правила создания карт
Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
11 – 13 слайд
14 слайд
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- Называет профессии разных сфер экономики;
- Различает профессии по существенным признакам;
- Называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- Выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- Объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессии;
- Эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом.
15 слайд
Спасибо за внимание!