Людмила Тихонова
Формирование первых форм слов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование первых форм слов
Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова.
Отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает ритмико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового выражения. Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.
Публикация «Формирование первых форм слов» размещена в разделах
Прежде всего необходимо добиваться от детей воспроизведения удар-ного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трех-сложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить при-близительно). Вначале допустимо про-говаривание только ударного слога, в дальнейшем необходимо научить ребенка воспроизводить слова из двух слогов (1-й класс).
На данном этапе работы не рекомендуется исправлять звуко-произношение. Это может вызвать у некоторых детей речевой негативизм, так как на этом уровне развития речи они еще не в состоянии овладеть арти-куляционными нормами. Поэтому логопед может пренебречь произноси-тельными возможностями детей. При этом желательно, чтобы дети произносили все гласные (кроме звука [ы]). Желательно (но не обязательно, чтобы согласные |м], [п], [б], [т], [д] не замещались согласными звуками другого места образования, например звуком [к]. Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Согласные язычно-передненёбные ([ш], [ж], [ч], [щ], требующие под-нятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком, например мягким [с’]. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например призубным звуком. Закономерным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе следует обратить особое внимание на наличие звука [й]. Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ой, ай, эй.
Если ребенок имеет сложные звуковые нарушения и совершенно не овладевает хотя бы приближенными артикуляциями звуков, логопедическую работу лучше строить на базе интонационно-ритмического воспроизведения слов. Только после того как дети овладеют произношением слов первых 3-х классов, сохраняя интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопроизношения. С трехлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале «лепетных слов».
Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом слов со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.
К концу данного периода дети должны знать место ударения в заучен-ных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и же-лательно трехсложных слов. При работе над звукопроизношением можно ограничиться следующими согласными звуками: [п] ([б], [м], [т] ([д], [н], [к], [х] ([г], без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие. Если звукопроизношение остается грубо нарушенным, можно ограничиться интонационно-ритмической структурой слов. В понимании речи дети долж-ны соотносить предметы с их функцией, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы, поставленные логопедом.