Юлия Худобина
Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста.
Анотация: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
В этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребёнком в специально проецируемой деятельности.
Публикация «Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Самой важной ценностью любого человека является его здоровье. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Что бы уметь его сохранять и укреплять, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.
Одной из главных проблем семьи и детского сада является здоровье и развитие детей дошкольного возраста. За последние годы развитие здоровья дошкольников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье.
Дошкольный возраст характеризуется развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития. Этот возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в 4 сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни.
У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно – психические отклонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и перспективы их дальнейшего их развития. Именно поэтому сохранение и укрепления здоровья – одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.
Проблема оздоровления, воспитания и развития - компания ни одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период, включающий в себя три этапа.
Первый этап – мы начали занятие с того, что познакомили детей с особенностями тела человека. Чтобы дети могли лучше изучить свое тело, попросить их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Также около зеркала ребятам предложить изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек.
Главным условием работы педагога стало овладение знаний через игру. Еще одной формой, которая наиболее полюбилась детям, были «Размышления детей на тему…», проходившие в теплой непринужденной обстановке.
Очень большое внимание нужно уделять в работе с наглядным материалом.
Благодаря качественному подходу к проведению оздоровительной работы в ДОУ прослеживается снижение заболеваемости положительная динамика состояния здоровья детей.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.