Александра Мелешко
Формирование первичных навыков речевого общения у неговорящих детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Умственная отсталость - это состояние, при котором у ребенка или взрослого наблюдаются значительные ограничения в умственных способностях и адаптивных навыках. Люди с умственной отсталостью могут испытывать трудности в таких областях, как обучение, понимание, мышление, коммуникация и самообслуживание.
Развитие речи детей с умственной отсталостью сильно отличается от речевого развития детей без данного диагноза. Речевая задержка у детей с данным диагнозом начинается еще в младенчестве, фактически, с лепета и первых «лепетных» слов. У немалой части детей с умственной отсталостью речь появляется в 3-4 года и позже. Соответственно, у ребенка с умственной отсталостью существует серьезное системное недоразвитие всех речевых компонентов.
Публикация «Формирование первичных навыков речевого общения у неговорящих детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Неговорящие дети
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
В действительности, существуют разные степени и виды умственной отсталости, и соответственно нарушения речи могут различаться. Дети с легкой умственной отсталостью могут иметь речевые трудности, аналогичные тем, которые наблюдаются у детей без диагноза умственной отсталости. Однако, дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью часто испытывают более серьезные проблемы с речью. У них могут наблюдаться задержка в речевом развитии, трудности с артикуляцией звуков, ограниченный словарный запас, а также проблемы с грамматикой и синтаксисом.
Детям с более тяжелыми формами умственной отсталости могут потребоваться альтернативные способы общения, такие как использование жестов, изображений или вспомогательных коммуникационных устройств, чтобы помочь им выражать свои мысли и потребности. Важно оценить конкретные коммуникативные способности каждого ребенка и соответствующим образом адаптировать меры вмешательства и поддержку.
Логопедия, индивидуальные планы обучения и постоянная поддержка со стороны родителей, педагогов и терапевтов играют жизненно важную роль в устранении речевых нарушений у детей с умственной отсталостью. Терпение, понимание и междисциплинарный подход имеют решающее значение для оказания помощи этим детям в развитии их речи и общих коммуникативных навыков.
Однако, можно выделить следующие особенности речи детей с умственной отсталостью:
• нарушения речи имеют системный характер, они существуют во всех компонентах речи (звуковом, слоговом, фонематическом, лексико-грамматическом, темпо-ритмическом, кроме того существуют проблемы с письмом и чтением;
• дети имеют нарушения звуковой и слоговой структуры речи; при легких формах, это может быть, например, отсутствие, искажение или смешивание нескольких звуков, при тяжелых – существенно нарушенная артикуляция с невозможностью понять сказанное ребенком окружающими;
• дети, владеющие фразовой речью, как правило, имеют небогатый словарь, тяжело осваивают грамматический строй речи, так же имеют большие проблемы со связной речью;
• пассивный лексический запас превышает активный, хотя и он невелик; нарушена смысловая сторона речи и, так называемое, «языковое чутье»; При самых тяжелых формах умственной отсталости словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов;
• часто нарушен фонематический слух; овладение звуковым анализом и синтезом вызывают существенные трудности и, соответственно, овладение грамотой; при глубокой форме умственной отсталости больной не в состоянии понимать обращенную речь совсем;
• за счет нарушения абстрактного мышления, регуляторного компонента речи, саморегуляции, сниженного внимания и т. д. при тяжелых формах умственной отсталости речь настолько слабо развита, что не может выполнять коммуникативную функцию.
В формировании первичных навыков речевого общения у неговорящих детей с умственной отсталостью можно выделить следующие направления работы:
• Непосредственно вызывание и развитие речи.
• Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.
• При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации.
Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное, внимание, память.
Поэтому работа по формированию первичных навыков речевого общения должна вестись в комплексе специалистов.
Нейрофизиолог должен формировать базу речи, которая представлена высшими психическими функциями, такими как память, внимание, мышление, восприятие.
Логопед работает непосредственно над речь, а именно работа с артикуляционным аппаратом, вызывание звуков, построение фразы, связная речь и т. д.
Если умственная отсталость тяжёлая и глубокая, то к коррекции добавляется и иные специалисты: дефектолог, невролог.
Развитие речи у детей с умственной отсталостью может быть более сложным и требует специального подхода. Вот несколько методов, которые могут помочь в этом процессе:
1. Стимулирование речи: использование игр и активности, которые стимулируют ребенка к использованию речи. Например, попросить его повторять слова или фразы, задавать вопросы, требующие ответа в словесной форме.
2. Обучение через игру: игра является эффективным способом обучения для детей с умственной отсталостью. Используются ролевые игры или игры с карточками и картинками. А также это могут быть упражнения на произношение звуков, расширение словаря, тренировка грамматических навыков или развитие способности выражать свои мысли и желания.
3. Постоянная поддержка и поощрение: Важно поддерживать и поощрять ребенка в его попытках использовать речь. Похвала и положительная обратная связь могут стимулировать его мотивацию и желание развивать свои коммуникативные навыки.
4. Регулярная практика: Регулярные занятия и практика помогут ребенку улучшить свои навыки речи. Необходимо, чтобы занятия носили систематический характер. Поскольку нужно, чтобы ребенок мог постоянно практиковать свои коммуникативные навыки.
5. Индивидуальный подход: учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Для последующей коррекции необходимо выявить уровень речевого развития ребенка и его особые потребности. Это поможет определить, с чего начинать и разработать индивидуальный план обучения и развития. Некоторым детям может потребоваться больше времени и поддержки для развития навыков речи, поэтому важно адаптировать методы и подходы в соответствии с этими потребностями.
6. Визуализация: дополнительные зрительные объекты могут быть полезны для детей с умственной отсталостью. Например, фотографии или символы, чтобы помочь им связать образы с словами и понять их значение, как вариант альтернативной коммуникации.
7. Использование мультимодального подхода: включение в процесс развития речи различных модальностей, таких как жесты, мимика и физические движения. Это поможет детям с умственной отсталостью лучше понимать и выражать себя через разные каналы коммуникации.
Важно помнить, что каждый ребенок с умственной отсталостью уникален, поэтому подход к их развитию должен быть индивидуализированным. Регулярная работа с опытными специалистами и поддержка домашней практики могут значительно способствовать развитию речи у детей с умственной отсталостью.
Таким образом, формирование первичных навыков речевого общения у неговорящих детей с умственной отсталостью будет эффективно если:
1. Коррекция будет вестись в комплексе специалистов (нейрофизиолог, логопед, дефектолог).
2. Формирование будет иметь структуру, которая поделена на этапы (формирование подражательной деятельности, вызывание звуков, слогов и т. д.)
3. Использовать несколько методов коррекции. Чем разнообразнее будут методы, тем лучше.
4. Учитывать психофизиологические особенности неговорящего ребенка.
И очень важно запомнить, что при своевременном и систематическом проведении коррекционных занятий, у данной категории обучающихся наблюдается положительная динамика. Освоение речи качественно меняет ориентировку ребенка в окружающем мире, обеспечивает приспособление к окружающей среде.