Приложение МААМ

Формирование патриотических качеств личности дошкольника на уровне дошкольной образовательной организации

Яцкова Галина
Формирование патриотических качеств личности дошкольника на уровне дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование патриотических качеств личности дошкольника на уровне дошкольной образовательной организации

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Жизнь ребенка старшего дошкольного возраста является наиболее важным периодом становления личности. В это время у дошкольника появляется потребность проявлять самостоятельность, пробовать собственные возможности, знакомиться с окружающим миром. У детей формируются представления о добре и зле, о семейных устоях, о семейных традициях, о своей малой родине.

В дошкольном возрасте закладываются основы воспитания нравственности, патриотизма. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных.

В федеральном государственным образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется этой теме – теме патриотического воспитания.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. (п. 2.6.)

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Работа по формированию духовно – нравственных качеств личности у дошкольников является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ.

Цель которую мы поставили при решении задач патриотического воспитания детей — это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России в частности о своем городе;

знакомство детей с символикой государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОО является актуальной так как современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

И наша задача, задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Поэтому воспитывать патриотические чувства у ребенка нужно начинать довольно рано – в детском саду, и начинать нужно с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется ежесекундно во всех видах деятельности. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Я хочу поделиться опытом работы нашего дошкольного учреждения в области патриотического воспитания дошкольников.

Модель организации патриотического воспитания дошкольников включает в себя:

создание предметно-развивающей среды;

методическую работу с кадрами;

педагогическое просвещение родителей;

целостный образовательный процесс;

интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности воспитателей и педагогов дополнительного образования;

социально-культурную среду социума.

В каждой группе детского сада созданы:

Мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией.

Книжные уголки, где размещены книги о родном крае, альбомы с фотографиями природы Тамбовщины.

Уголки творчества наполнены раскрасками и шаблонами декоративной росписи, наглядный материал декоративно – прикладного творчества.

Уголки воинской славы представлены в виде альбомов различных видов техники, видов вооружения, военные профессии и т. д.

Методический кабинет, который является своеобразной копилкой педагогических идей помогает воспитателям в организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в нем создан банк методической литературы по патриотическому воспитанию, куда входят и конспекты занятий, и альбомы военных лет, альбомы родного края, ауди и видео диски.

Работа с детьми для воспитания в них патриотических чувств.

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

Виртуальные экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;

Рассказ воспитателя;

Наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

Беседы о родном городе, стране, ее истории;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов.

Использование фольклорных произведений

Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);

Знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и календарных праздниках;

Участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Ежегодно проводится акция «Береза Победы» в которой принимают участие родители воспитанников, заложена березовая аллея.

Родители принимают участие в экскурсиях, вместе с детьми посещают выставки, музеи, участвуют в проектной деятельности. Воспитатели совместно с родителями воспитанников создали такие мультимедийные презентации как:

«Я и мой город»,

«Я и мой город, мой край, мое Отечество»

«Из истории Тамбовского района»,

«Интересные места Тамбовского района – село Бокино»,

«Парк Победы»,

«Тамбовский краеведческий музей»,

Для повышения духовной культуры воспитанников и их родителей воспитатели используют в работе такие информационные технологии как виртуальные экскурсии по интересным местам Тамбовщины:

«Тамбов -золотые купола» (Мамонтова пустынь);

«Знаменитые памятники Тамбова»;

«Река Цна – душа Тамбова»;

«Символы земли Тамбовской»;

«Колокольный перезвон».

И в заключении хочется сказать словами великого академика Д. С. Лихачев, который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование патриотических качеств личности дошкольника на уровне дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 13:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических качеств личности дошкольника на уровне дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Яцкова Галина (УИ 1654021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД