Яцкова Галина
Формирование патриотических качеств личности дошкольника на уровне дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических качеств личности дошкольника на уровне дошкольной образовательной организации
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Жизнь ребенка старшего дошкольного возраста является наиболее важным периодом становления личности. В это время у дошкольника появляется потребность проявлять самостоятельность, пробовать собственные возможности, знакомиться с окружающим миром. У детей формируются представления о добре и зле, о семейных устоях, о семейных традициях, о своей малой родине.
В дошкольном возрасте закладываются основы воспитания нравственности, патриотизма. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных.
В федеральном государственным образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется этой теме – теме патриотического воспитания.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. (п. 2.6.)
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Работа по формированию духовно – нравственных качеств личности у дошкольников является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ.
Цель которую мы поставили при решении задач патриотического воспитания детей — это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России в частности о своем городе;
знакомство детей с символикой государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОО является актуальной так как современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
И наша задача, задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Поэтому воспитывать патриотические чувства у ребенка нужно начинать довольно рано – в детском саду, и начинать нужно с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется ежесекундно во всех видах деятельности. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Я хочу поделиться опытом работы нашего дошкольного учреждения в области патриотического воспитания дошкольников.
Модель организации патриотического воспитания дошкольников включает в себя:
создание предметно-развивающей среды;
методическую работу с кадрами;
педагогическое просвещение родителей;
целостный образовательный процесс;
интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности воспитателей и педагогов дополнительного образования;
социально-культурную среду социума.
В каждой группе детского сада созданы:
Мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией.
Книжные уголки, где размещены книги о родном крае, альбомы с фотографиями природы Тамбовщины.
Уголки творчества наполнены раскрасками и шаблонами декоративной росписи, наглядный материал декоративно – прикладного творчества.
Уголки воинской славы представлены в виде альбомов различных видов техники, видов вооружения, военные профессии и т. д.
Методический кабинет, который является своеобразной копилкой педагогических идей помогает воспитателям в организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в нем создан банк методической литературы по патриотическому воспитанию, куда входят и конспекты занятий, и альбомы военных лет, альбомы родного края, ауди и видео диски.
Работа с детьми для воспитания в них патриотических чувств.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
Виртуальные экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;
Рассказ воспитателя;
Наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
Беседы о родном городе, стране, ее истории;
Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
Прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов.
Использование фольклорных произведений
Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
Знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;
Организация тематических выставок;
Участие в общественных и календарных праздниках;
Участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Ежегодно проводится акция «Береза Победы» в которой принимают участие родители воспитанников, заложена березовая аллея.
Родители принимают участие в экскурсиях, вместе с детьми посещают выставки, музеи, участвуют в проектной деятельности. Воспитатели совместно с родителями воспитанников создали такие мультимедийные презентации как:
«Я и мой город»,
«Я и мой город, мой край, мое Отечество»
«Из истории Тамбовского района»,
«Интересные места Тамбовского района – село Бокино»,
«Парк Победы»,
«Тамбовский краеведческий музей»,
Для повышения духовной культуры воспитанников и их родителей воспитатели используют в работе такие информационные технологии как виртуальные экскурсии по интересным местам Тамбовщины:
«Тамбов -золотые купола» (Мамонтова пустынь);
«Знаменитые памятники Тамбова»;
«Река Цна – душа Тамбова»;
«Символы земли Тамбовской»;
«Колокольный перезвон».
И в заключении хочется сказать словами великого академика Д. С. Лихачев, который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.