Наталья Крючкова
Формирование патриотических чувств детей посредством проекта «Посткроссинг между детскими садами России»
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством международного проекта «Посткроссинг между детскими садами России»
старш. воспитатель Крючкова Н. П.
Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои традиции и достопримечательности. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем. Так и возникла идея, для обмена открытками и письмами, которая получила название Посткроссинг. Конечно, это явление далеко не новое.
Публикация «Формирование патриотических чувств детей посредством проекта „Посткроссинг между детскими садами России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Посткроссинг на МAAM
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Посткроссинг – международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.
Цели данного проекта:
• Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста познавательную активность, любовь к Родине, гордость за свою страну.
• Осуществлять общественно-значимую деятельность, направленную на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живем, посредством почтовой переписки.
• Дать детям представление о разнообразных городах России.
Задачи :
• активизировать познавательную инициативу детей;
• заложить у детей основы географических знаний, используя проект «Посткроссинг», игровые и коммуникативные технологии;
• привлекать родителей к активному участию в проекте (оказание помощи в составлении рассказов, подборе иллюстративного материала).
• познакомить с национальными традициями, историческими событиями, великими людьми из разных городов и стран;
• прививать интерес к общению с помощью писем, открыток.
Участники: проект организован на базе подготовительной группы ДОУ, но предусматривает неограниченное число участников: педагогов, воспитанников всех возрастных групп и родителей из разных детских садов России.
Срок реализации: Посткроссинг не имеет сроков и может охватывать любое время его реализации.
Как строилась работа над проектом в нашей группе:
В феврале 2023 года мы начали работу над проектом «Посткроссинг между детскими садами». А началась она со знакомства с группой в социальной сети ВКонтакте «Посткроссинг ДОУ» В ней мы нашли всю информацию необходимую для начала работы над проектом (данные детских садов, инструкции по началу участия в международном проекте, а также нами были оставлены наши данные). В группе состоят воспитатели, старшие воспитатели из детских садов России, Белоруссии и других стран, поддерживающих идею проекта.
На следующем этапе с детьми была проведена беседа, в результате которой они с радостью откликнулись на такую возможность узнать о странах, городах и селах. Мы предложили детям поучаствовать в составлении писем и подумать, о чем мы можем рассказать друзьям в письмах, нарисовать рисунки или раскрасить раскраски.
Так как в нашем случае проект подразумевает не обмен открытками с видами городов и их достопримечательностей, а письмами, то содержание конвертов имеет определенную структуру. Письмо состоит из 2-3 страниц, и содержит информацию о городе (достопримечательности или каком-либо значимом объекте, обязательное условие это минимальный, понятный детям текст, фото сопровождение текста. И вторая часть письма содержит новости из детского сада (в первых письмах рассказ о детском садике и группе, которая участвует в переписке).
Наша переписка начиналась с отправления писем в 4 разных детских сада из : Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы, Астрахани.
Неожиданно нам пришли первые письма, нам написали дети из детских садов г. Брянска, с. Лузино Омской области.
Работа со всеми приходящими нам письмами строилась в соответствии с заранее определенным нами планом:
1. Каждое принесенное письмо мы внимательно рассматриваем внешне: обсуждаем наличие необходимых элементов (печати, марки и адреса: наш и обратный, обращаем внимание на изображенную на конверте картинку (если она есть).
2. Чтение вложенной информации воспитателем, после каждого прочтенного фрагмента детям показываются картинки, которые прикрепляются к нему, обсуждаются появившиеся у детей вопросы или задаются вопросы по тексту.
3. Рассматривание иллюстраций в письме, конверта, открыток (если они приложены, детьми самостоятельно. Мы тут же с детьми отмечаем, если город новый, города меткой на карте.
В результате нашей переписки у нас собралась папка, в которой мы храним все письма и открытки из других городов. Из них мы, за время реализации проекта, узнали много нового. Папка регулярно выкладывалась в раздевалке нашей группы, для ознакомления родителей.
Проект разрабатывался в результате совместной деятельности педагогов и детей. Когда нами были накоплены материалы в виде писем, открыток, в нашей группе появился мини-уголок посткроссинга.
В нем расположена карта Российской Федерации, на которой мы отмечали все наши города по переписке. Рассматривая карту во время организованных занятий или в свободной деятельности, дети учатся видеть масштаб нашей страны, запоминают местоположение нашего села, области, также можно предположить по расстоянию, каким видом транспорта до нас добиралось письмо (поездом, автомобилем или самолетом). Помимо карты, в мини-музее собраны письма, присланные нам из других городов, которые дети с интересом рассматривали. Благодаря проекту дети много узнали о стране, познакомились с эпистолярным жанром общения, научились помогать создавать открытки и письма. Участники в доступной и увлекательной форме знакомились с основами географии, узнали о традициях разных народов России, создавали коллекции открыток из разных городов.
Исходя из наблюдений за детьми в течении реализации проекта, можно отметить проявляемый интерес к технологии Посткроссинг. В результате чего нами были замечены:
• совершенствование умений составлять небольшие предложения (на основе обсуждаемого текста, следить за текстом и отвечать на вопросы по нему.
• возросший интерес к мелким деталям при обсуждении писем и фотографий, в результате чего дети подмечают «свои» детали и задают по ним вопросы;
• активность при обсуждении писем (что есть у нас, чего нет и, что есть в других городах);
• пополнение словарного запаса у детей;
• стремление нарисовать рисунок (раскрасить раскраску) для отправки ее с очередным письмом;
• желание рассказать детям из других городов что-то интересное о себе, о нашей группе, детском саду или селе.
Материалы, которые мы собрали с момента запуска проекта, стали хорошим подспорьем в работе воспитателей и самостоятельной деятельности детей. С их помощью мы решаем задачи патриотического воспитания, познавательного развития. В настоящее время многие участники создают свои печати или отличительные наклейки на конверты, для подчеркивания индивидуальности переписывающихся. Проект приостановился с уходом детей подготовительной группы в школу, но я передала все материалы заинтересовавшимся этим проектом воспитателям. Работа в этом направлении будет продолжена нами в 2024-2025 учебных годах.
Промежуточные результаты
1. Дети начали ориентироваться по карте, уметь находить Город Пензу, Пензенскую область, Россию. Дети могут называть некоторые достопримечательности района, города и некоторые достопримечательности мест, откуда приходили письма.
2. Дети познакомились с процессом коллекционирования открыток,, и некоторые дети начали собирать открытки дома. А коллекционирование, как известно, положительно влияет на формирование терпения, усидчивости и аккуратности.
3. Обогатился словарный запас.
4. Повысился уровень развития монологической и диалогической речи.
5. Повысился уровень развития внимания, мышления, памяти.
6. У детей формируется эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
7. Повысился уровень развития умения пользоваться различными материалами и средствами изобразительной деятельности.
Перспектива:
1. Расширение географии проекта.
2. Организация и проведение акций:
3. «Ты далеко, я по тебе скучаю» - отправка открыток родственникам и друзьям к праздникам: «День пожилых людей», «Новый год», «23 февраля», «8 Марта»;
4. открытки к Рождеству и Пасхе в детские дома, больницы;
5. «Ветеран живет рядом» - отправка ветеранам, приобщение детей к великому прошлому России, воспитание уважения и чувства благодарности к ветеранам.
Работа в этом направлении будет продолжена нами.