Попова Елена Викторовна
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании. Задачи, содержание и формы организации. Возрастные особенно
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам, таким как сохранить и укрепить здоровье у детей в учебных заведениях дошкольного и дополнительного образования. Даются методические рекомендации по содержанию работы в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Ключевые слова: дошкольное образование, дополнительное образование, здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительные мероприятия, здоровье-сберегающее пространство, здоровье и физическое развитие.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире педагогов и родителей в первую очередь беспокоит вопрос – как укрепить здоровье детей? Мы все хорошо знаем, что здоровье каждого человека должно быть сугубо его личным делом. Медицинские работники безусловно занимаются этим вопросом, но только в тот момент, когда человек уже заболел. Говорят, что человек коваль своего счастья, а значит и коваль своего здоровья. Именно поэтому необходимо с самого рождения формировать привычки бережного отношения к своему здоровью.
В последнее время наблюдается снижение количества абсолютно здоровых детей и рост заболевания дошкольников всеми видами заболеваний. Таким образом поиск эффективных мер, направленных на оздоровление детей обретает наивысшее значение. [1]
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. Такие ученые как Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, В. К. Бальсевич, А. Г. Щедрина считали, что главный фактор для укрепления и сохранения здоровья – регулярная двигательная активность, которая формируется в процессе физического воспитания.
Такие ученые как Г. К. Зайцев, С. В. Лободина, Д. Н. Давиденко считали, что в дошкольном возрасте ведущей потребностью у детей является потребность в движении, что непосредственно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие, на поведение и привычки ребенка. Именно поэтому физическое воспитание является наиболее эффективным средством для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни. Во время физического воспитания в полном объеме осуществляется потребность детей в двигательной активности. [2]
Выделение не решенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни», такое определение нам дает Всемирная организация здравоохранения.
Если взять в основу данное определение, то можно сделать выводы что все население можно символично разделить на 3 группы:
1. Люди с абсолютным здоровьем;
2. Люди у которых имеется риск ухудшить свое здоровье (то есть люди с неабсолютным здоровьем);
3. Люди, которые имеют какие-либо хронические заболевания.
В зависимости от возраста, количество людей, принадлежащих к той или иной группе, будет не одинаково.
К несчастью в последнее время появляется стремительное увеличение количества детей, которые относятся к группе риска уже с первых лет жизни.
Самой главной задачей взрослого населения – является предугадывать и знать угрозы которые предостерегают подрастающее поколение, и уметь предпринять действия для уменьшения «степени риска». [3]
Целью исследования являются проблемы нынешней окружающей среды и большое количество других негативных факторов, которые предопределяют актуальность вопроса о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Именно поэтому обеспечение полноценного физического развития, формирования основ здорово образа жизни с первых лет жизни являются приоритетными задачами дошкольного и дополнительного образования. [4]
Изложение основного материала исследования. Анализируя принципы обновленной образовательной системы, мы можем сказать, что дошкольное и дополнительное образование относятся к одной из наиболее благоприятных образовательных сфер, для достижения большей эффективности в результатах работы с детьми.
Специфика работы учреждений дошкольного и дополнительного образования состоит в решении образовательных, психологических и социальных задач. Такие учреждения предоставляют для подрастающего поколения ряд дополнительных услуг и возможностей для полномерного физического, интеллектуального, психологического и духовного развития.
В связи с изменением программы образования и с требованиями общества, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования возросла необходимость в высокопрофессиональных кадрах. В данных учреждениях должны работать люди с творческим складом ума, которые знают не только педагогику и психологию, но и владеют в полной мере знаниями по социологии, культурологии, владеют знаниями в области деловой этике и многое другое.
Исходя из того, что в период детства у детей проявляется большое количество талантов, умений, способностей, то самой главной задачей учреждений дошкольного и дополнительного образования, является обеспечение поддержки и развития данных талантов у детей. И решение этих задач полностью принадлежат педагогам. [5]
В процессе оптимизации режима двигательной активности в учреждениях дошкольного и дополнительного образования следует создать такие условия, которые будут играть активную роль в решении комплекса оздоровительных, воспитывающих и образовательных задач.
Оздоровительные задачи направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их потребности в движении, усовершенствование систем и функций организма.
Воспитывающие задачи должны быть направлены на развитие физических, умственных и духовных способностей детей в полном объеме.
Образовательные задачи направлены на овладение детьми в полном объеме знаниями, умениями, навыками, физическими качествами. [1]
Одним из главных принципов современной системы дошкольного и дополнительного образования является принцип оздоровительной направленности образовательного процесса. Этот принцип предвидит осуществление мониторинга состояния здоровья детей и реализации через разные аспекты организации их жизнедеятельности в условиях учебного заведения, которые направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья дошкольников.
При реализации указанных принципов, необходимо учитывать следующие условия:
• Организация жизнедеятельности детей согласно требованиям –
- об охране их жизни и здоровья;
- об обеспечении их полноценного физического развития;
- о формировании осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
• Соответствие содержанию дошкольного и дополнительного образования, методов и способов воспитательного воздействия возрастным особенностям, интересам и потребностям дошкольников;
• Развитие самоценных форм активности детей дошкольного возраста;
• Вариативность применения эффективных профилактических и физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе;
• Профессиональная компетентность педагогов, уровень которой дает возможность обеспечить эффективное полноценное физическое развитие детей, оптимальное состояние их здоровья.
Первостепенной основой дошкольного и дополнительно образования, является здоровье и физическое развитие детей, которые в себе содержат такие структурных компонента:
• Безопасность жизнедеятельности;
• Здоровье и болезнь;
• Гигиена жизнедеятельности;
• Двигательная активность и самореализация.
Реализация этой части содержания образования обеспечивает формирование здоровье сберегающих компонентов, которые включают в себя:
• Осведомленности детей дошкольного возраста –
- со строением своего тела, гигиеническими навыками и его уходом;
- с принадлежностью к определенному полу;
- с продуктами питания;
- с основными показателями собственного здоровья, его ценности;
• В умениях –
- выполнять основные движения и гимнастические упражнения;
- применять обретенные знания, умения и навыки для сохранения здоровья, не вредить как собственному здоровью, так и здоровью других людей.
Неоспоримым является тот факт, что здоровье детей является основой его воспитания, обучения и развития. Именно поэтому одной из задач, которую в первую очередь должны реализовывать работники дошкольного и дополнительного образования, является формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью. Именно ценностное отношение к своему здоровью способно исполнить регулирующую функцию собственного поведения и способствовать формированию здорового образа жизни у детей.
Воспитателям необходимо выполнять ведущую роль в воспитании детей дошкольного возраста, для того что бы формировать :
• Ценностное отношение к собственному здоровью;
• Здоровье сберегающие навыки и умения;
• Способности –
- осознано оценивать собственное здоровье;
- принимать мотивированные решения для ведения здорового образа жизни.
Педагоги дошкольного и дополнительного образования вместе с родителями обязаны обеспечить оптимальное образовательное пространство, которое будет способствовать тому, что бы ценностное отношение к здоровью побуждало детей вести здоровый образ жизни, который в свою очередь стал бы ведущей потребностью не только в дошкольный период, а и на протяжении всей жизни. Для этого с детьми, начиная с первых лет жизни, необходимо вести просветительско-воспитательную работу, формировать в них привычку заботится о своем собственном здоровье. [6]
Для успешного проведения оздоровительной компании следует обеспечить комплексный медицинско-педагогический подход в организации жизнедеятельности детей. Такой подход предполагает:
• Системное планирование физкультурно-оздоровительных подходов на протяжении всего дня;
• Рациональная организация жизнедеятельности детей;
• Медицинско-педагогический контроль организации физкультурно-оздоровительной работой.
При планировании оздоровительной работы в дошкольном и дополнительном образовании следует придерживаться следующих принципов:
• Системность – комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
• Систематичности – беспрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных приемов;
• Доступность – использование простых и доступных технологий;
• Мотивация – формирование позитивной мотивации у детей, медицинского персонала и педагогов в проведении профилактических, закаливающих и оздоровительных приемов;
• Единство – организация взаимодействия с семьями насчет вопросов оздоровления и закаливания детей;
• Целостность – повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных приемов за счет целенаправленности деятельности всех служб учреждений дошкольного и дополнительного образования. [7]
Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни и физической культуре, при современных условиях имеет особенное значение. Именно поэтому активно педагоги начали развивать одну из задач физического воспитания – внедрение системы занятий физическими упражнениями в повседневной жизни детей. В связи с этим в практической деятельности учреждений дошкольного и дополнительно образования необходимо создать все условия для формирования у детей стойкого интереса к здоровому образу жизни и физическим упражнениям. Для этого необходимо:
• Создание развивающей среды для двигательной деятельности;
• Проведение занятий по физической культуре в интересной для детей форме – сюжетные или игровые занятия, занятия соревновательного типа и другие;
• Стимулировать двигательную активность игровыми методами и приемами;
• Активно использовать подвижные игры на протяжении дня;
• Обеспечивать оптимальный двигательный режим во время прогулок с помощью интересных форм двигательной активности – преодоление природных преград, решение поисковых игровых задач, пешим переходам за территорию детского сада и так далее;
• Рациональное использование физкультурного оборудования, в том числе и нетрадиционное.
Главным фактором в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них осознанного ценностного отношения к собственному здоровью.
Всеобще известно, что образовательная деятельность с детьми в закрытых помещениях учреждений дошкольного и дополнительного образования, не вызывает у детей таких позитивных эмоций, как развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Традиционной составляющей в режиме дня учреждений дошкольного и дополнительного образования, является прогулка – это самый доступный способ закаливания детского организма, что влияет как на физическое, так и на умственное развитие. Что время пребывания детей на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, очень важно рационально использовать территорию учреждений как с познавательной, так и с оздоровительной целью. [8]
Список использованных источников:
1. Богинич О. Особенности ребенка: здоровье и физическое развитие // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2012. - №9. – С. 4-8.
2. Галяпа М. Планирование и организация оздоровительной работы с детьми летом // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2012. - №4. - С. 45-50.
3. Голубева Л. Особенности физическог о развития детей первого года жизни // Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. – С. 88 -97.
4. Губанова Н., Голяева Т., Азадова О. и др. Здоровый образ жизни как составная жизненной компетентности детей дошкольного возраста. – Донецк. – Методическое пособие. – ИППО, 2007. – С. 162.
5. Резниченко И. Использование элементов спорта в физическо-оздоровительной работе // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2014. - №6. – С. 4-10.
6. Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4. – С. 54-60.
7. Сербина Е. Подготовка педагога дополнительного образования // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 124- 127.
8. Ячнык Н. Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2013. - №6. – С. 66-70.