Ольга Афанасьева
Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с нарушением интеллекта с основами здорового образа жизни-важная педагогическая задача. Над проблемой формирования ЗОЖ с задержкой психического развития и речевыми нарушениями много занималась исследователь И. М. Новикова.
Проведенные исследования позволили сделать вывод об отсутствии ярко выраженных различий в представлениях о ЗОЖ у детей с нарушением интеллекта и выявить общие для них особенности этих представлений:
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;
Только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);
У детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях детского дома, только самые элементарные сведения об этом.
Недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;
Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
Развитие у детей с нарушением интеллекта элементарных представлений о ЗОЖ направленно на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у детей с нарушением интеллекта во многом зависит от целенаправленной систематической коррекционно - воспитательной работы в учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив учреждения.
Технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:
Работа с детьми
Содержание работы с детьми по формированию представлений детей с нарушением интеллекта о ЗОЖ
Формирование когнитивного компонента представлений :
-сообщение новых сведений;
-закрепление представлений, умение и навыков
Развивающая работа с детьми :
-развитие способностей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни.
Воспитательская работа с детьми :
-формирование мотивации и потребности ЗОЖ;
-профилактика негативного поведения.
Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:
Принцип научности и достоверности;
Принцип доступности;
Принцип наглядности и занимательности;
Принцип природосообразности;
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода;
Принцип комплексного и интегративного подхода;
Принцип активности и сознательности.
Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:
Доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
Соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
Реализация коррекционно- воспитательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность воспитанников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;
Определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослыми действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция, игра)
Организация здоровьесберегающего пространства
Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качество воздушной среды на территориях и в помещениях детского дома.
В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского дома проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом «Кварц».
Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.
По медицинским показаниям с детьми проводят занятия лечебной физкультурой (ЛФК, сеансы лечебного и оздоровительного массажа, аромо- и фитотерапию.
Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игра, сна и др.
Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ.
Работа с родителями
Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация.
Для обучения родителей способом организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных консультаций для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни». В ходе которых в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи-наблюдение за разнообразной деятельностью воспитанников в детском доме.