Татьяна Гольцева
Формирование основ эмоционально-сенсорной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ эмоционально-сенсорной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Хорошо известно, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия мира.
Публикация «Формирование основ эмоционально-сенсорной грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка. А при нарушениях эмоциональной сферы меняется регуляция всей жизнедеятельности организма.
В связи с этим проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. Важно показать детям необходимость понимания своих и чужих чувств, умения сопереживать людям, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликтов, т. е. формировать эмоциональную грамотность.
С этой целью мной была составлена программа «Мир эмоций» для детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данной программы решается двуединая задача – обогащение, расширение представлений детей о различных эмоциональных состояниях и профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия. Профилактика эмоционального неблагополучия рассматривается в двух аспектах:
1. предотвращение ухудшения эмоционального самочувствия ребенка в настоящем;
2. предупреждение появления новых эмоциональных трудностей в будущем.
При разработке содержания данной программы мы опирались на критерии эмоциональной грамотности, предложенные Л. П. Стрелковой:
Адекватная реакция на различные явления окружающей среды;
Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
Интенсивность и глубина переживания;
Умение передавать эмоциональные состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
Умение передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных движений лица и тела;
Широта диапазона знаний о причинах возникновения различных эмоциональных состояний, путях выхода из негативных переживаний.
В психологии существует феномен, состоящий в том, что у людей с различными эмоциональными проблемами отмечается бедность словаря, относящегося к эмоциональной жизни. Само собой разумеется, что ребенок говорящий на хорошем богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, а следовательно и других людей, поэтому большая роль в процессе занятий отводится общению детей со взрослыми и сверстниками, в результате чего развивается умение говорить о своих эмоциях. Здесь же происходит обогащение словаря через усвоение соответствующих терминов.
Дети обучаются на занятиях азбуке выражения эмоций, т. к. возможно, что дети с бедной экспрессией и сами не улавливают, что им сообщается бессловесным образом, неправильно оценивают отношение к себе, что в свою очередь может привести к нежелательным последствиям, а имитация с помощью мимических и пантомимических проявлений помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей, дети еще не осознают своих «психологических заноз», и это способствует снятию напряжения.
У детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, использование изобразительной деятельности, музыкальных произведений помогают «пробудить» эмоции ребенка, снизить напряжение, помогают увидеть образ «Я».
В работе с детьми широко используются различные психотехники: изотерапия, релаксационные упражнения, психогимнастика, сказкотерапия, игротерапия. Комплекс данных методов позволяет эффективно реализовывать поставленные задачи.
Новизна программы заключается в ее направленности на формирование основ эмоционально-сенсорной грамотности детей старшего дошкольного возраста - как обязательное условие формирования внутренней потребности у детей к сохранению эмоционального равновесия.
Отличительной чертой занятий данной программы является опора на различные сенсорные анализаторы ребенка, что помогает детям выстраивать ассоциации к различным состояниям, обогащать восприятие окружающего мира.
Цель программы – формирование основ эмоционально-сенсорной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи программы :
• Обогащать представления детей о различных эмоциональных состояниях, средствах выражения, путях выхода из негативных переживаний.
• Обучать детей способам выражения эмоций с помощью вербальных и невербальных средств.
• Развивать эмпатию и рефлексию.
• Формировать навыки общения.
• Осуществлять профилактику проявлений эмоционального неблагополучия.
Принципы работы:
• Принцип опоры на различные сенсорные системы.
• Принцип позитивности, направленный на создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества.
• Принцип индивидуального подхода, обеспечивающий максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет
Форма проведения занятий – групповая (оптимальное количество детей в группе 6-8 человек)
Частота занятий – 2 раза в неделю.
Структура каждого занятия состоит из:
1. организационного момента – 2-5 минут. Организационный момент – это вступительное слово педагога, которое помогает настроится на занятие;
2. основной части (беседы, разминки и упражнения на формирование эмоциональной грамотности) – 30 минут;
3. заключительной части (изотерапия, релаксационная пауза, подведение итогов) – 25 минут.
Продолжительность занятия в среднем составляет 45-60 минут.
Этапы реализации программы.
Установочный.
Задачи:
1. установить позитивный эмоциональный контакт со всеми членами группы.
2. выявить преобладающий эмоциональный тон и эмоциональные реакции;
3. выявить особенности поведения детей в общении со сверстниками, взрослыми.
4. познакомить с правилами поведения в группе.
Установочный этап включает в себя 4 занятия, в процессе которых устанавливаются эмоционально-позитивные взаимоотношения между детьми и педагогом, формируется готовность к сотрудничеству.
На установочном этапе вводятся нормы поведения при активном участии детей. Введение и закрепление правил осуществляется в процессе совместного обсуждения вопросов, поставленных педагогом перед детьми («Для чего мы здесь собрались?», «Что мы должны делать, чтобы всем было хорошо?», «Какие правила мы будем соблюдать, почему?» и т. д.). Из всех высказываний детей отбираются наиболее существенные и повторяющиеся. К числу таких правил можно отнести:
1. Когда кто-нибудь говорит, остальные внимательно слушают.
2. Играем дружно, все вместе.
3. Аккуратно и бережно обращаться с игрушками.
4. Нельзя мешать друг другу, драться, обзываться.
5. Можно говорить друг другу ласковые слова.
В работе с детьми дошкольного возраста активно используются модели правил поведения.
Общим итогом установочного этапа является установление позитивного контакта между участниками, формирование установки на совместную деятельность.
Формирующий этап
Задачи:
1. Познакомить и расширить представления детей об эмоциональных состояниях, путях выхода из негативных состояний.
2. Обеспечить эмоциональное отреагирование ребенком чувств и эмоций, связанных с негативным опытом.
3. Развивать эмпатию, рефлексию.
Формирующий этап включает 12 занятий и состоит из двух разделов:
• «Органы чувств. Языки общения»
• «Энциклопедия эмоций»
Раздел «Органы чувств. Языки общения» состоит из 3 занятий, которые направлены на закрепление знаний детей о роли органов чувств в познании окружающего мира, знакомство с вербальными и невербальными средствами общения с людьми.
Раздел «Энциклопедия эмоций» состоит из 9 занятий и включает в себя ориентировку ребенка в эмоциональных состояниях людей (мы знакомим с шестью базовыми эмоциями : радость, злость, грусть, страх, удивление, обида) и путях выхода из негативных эмоциональных переживаний, произвольное выражение эмоций с помощью вербальных и невербальных средств.
Каждое занятие построено таким образом, что наряду с процессом ознакомления с эмоциями происходит формирование умения принимать во внимание чувства другого человека и адекватно на них реагировать, обучение и отработка способов выражения своего отношения к другим людям, развитие навыков социального поведения. С этой целью используются различные методы и приемы работы: беседы, анализ и инсценировки различных ситуаций с последующим социально-приемлемым разрешением, работа с пиктограммами эмоций, этюды, упражнения на выражение различных эмоциональных состояний и др.
Завершающий этап (обобщающий)
Заключительный этап состоит из 4 занятий и связан с закреплением и отработкой полученных знаний, умений, навыков и позитивной установки на будущее.