Ирина Мулатова
Формирование основ экологической культуры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
• экологические знания и умения;
• экологическое мышление;
• ценностные ориентации;
• экологически оправданное поведение.
Публикация «Формирование основ экологической культуры в детском саду» размещена в разделах
Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.
Образовательные:
• внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
• научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
• воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
• воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
• воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• применение дидактических игр;
Словесные методы
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
• загадывание загадок;
Практические методы
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление гербария растений, плодов;
• чтение литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные принципы
• принцип учёта возрастных особенностей детей;
• принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
• принцип психологической комфортности создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
• принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
• принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
• принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
Литература:
1. Парциальной программы экологического воспитания С. Н. Николаевой «Юный эколог» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
2. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009
3. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2006
4. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу». М. : Просвещение, 2003
5. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». М. : ТЦ Сфера, 2005