Лилия Дегтярева
Формирование основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологической грамотности дошкольников – одна из актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, увиденном.
Публикация «Формирование основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для формирования экологической культуры дошкольников в своей педагогической практике я использую различные формы работы : беседы, наблюдения, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы, проведение экологических акций и пр. Все вышеуказанное можно удачно сочетать, используя проектную деятельность, которая на сегодняшний день, является, на мой взгляд, наиболее успешным для воспитания экологической грамотности дошкольников.
В процессе работы над темой самообразования «Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста» мною был разработан и реализован долгосрочный проект «Экологический календарь». Срок реализации проекта : октябрь 2021 г. – май 2022 г. Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группе, родители.
Целью данного проекта стало : Создание условий для формирования у детей элементов экологической грамотности, правильного отношения к природным объектам и явлениям.
Задачи: 1. Собрать информацию об экологических праздниках; 2. Расширить и систематизировать представления об эко системной организации природы Земли; 3. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, познавательные умения и интерес, речь, а также умение сравнивать и анализировать, развивать художественно-творческие способности, умение работать в коллективе; 4. Содействовать формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы; 5. Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер –детского сада и семьи.
Ожидаемые результаты: 1) Повышение уровня экологической культуры педагогов, детей и родителей; 2) Сформированная система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания; 3) Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает настенный календарь экологических праздников.
Этот проект возник в результате беседы с детьми: Какие праздники вы знаете? Все ребята в один голос назвали наши традиционные народные праздники. Тогда я привела примеры других, не известные детям: День заповедников, День птиц, Всемирный день снега и другие. И тогда мы решили остановить свой выбор на экологических праздниках.
Перед началом данного проекта мы заполнили модель трёх вопросов.
Что мы знаем о экологических праздниках?
Что мы хотим узнать?
Как мы можем узнать?
Этапы реализации проекта
Вся работа над проектом состояла из трёх этапов
1. Подготовительный этап (октябрь 2021 г.) : осознание проблемной ситуации, разработка темы проекта, целей, задач; изучение экологических праздников на 2021 -22 год, подбор информации по теме проекта с учетом регионального компонента в энциклопедиях, журналах, интернете, книгах; формирование мотивационной готовности участников к участию в проектной деятельности; пополнение экологического центра материалами по теме.
2. Практический этап (ноябрь 2021г – апрель 2022 года) : реализация мини-проектов в соответствии с календарем экологических дат (Синичкин день, Всемирный День домашних животных, День заповедников, Международный день защиты бельков, День Земли).
3. Заключительный этап (май 2022 года) : обработка и оформление материалов проекта в виде презентации и выступление на родительском собрании; оформление экологического календаря.
Остановимся подробнее на практическом этапе.
Мини- Проект «Синичкин календарь». (1 ноября – 12 ноября).
В нашей группе в рамках празднования экологического праздника «Синичкин день» был проведён мини проект «Синичкин календарь» с использованием разных видов деятельности.
Проводились беседы о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций, читали стихи, рассказы, загадывали загадки, смотрели фильмы о жизни птиц.
На занятиях по художественно – эстетическому развитию ребята рисовали синицу, используя технику «Печать от руки» и смастерили птичку синичку из картона и бумаги. В этот период проводился всероссийский детский конкурс рисунков «Синичкин день», где мои воспитанники заняли призовые места, награждены дипломами.
Наша группа приняла участие в муниципальной акции «Покормите птиц». Мы с ребятами изготовили экокормушки для птиц и развешали их на участке детского сада. Эта работа принесла детям большую радость и удовлетворение.
Итоговым мероприятием для детей стало развлечение «Синичкин день». Ребята играли в подвижные и дидактические игры, рассказывали стихи, отгадывали загадки.
Следующий проект «Домашние питомцы». 20 ноября- 30 ноября Он посвящён международному празднику «День защиты домашних животных»
В течение всего проекта дети обсуждали такие темы: «Для чего нам нужны домашние животные?», «Как правильно ухаживать за домашними питомцами?», «Почему нельзя гладить чужую собаку?». Ребята просмотрели разные презентации: «Разные породы кошек», «Собака - друг человека».
Дети с интересом рассматривали иллюстрации, отгадывали загадки,, участвовали в дидактических играх: «Кто потерялся?», «Кому что нужно?», «Кто где живет?», «Исправь ошибку», «Кто лишний?» и др., в подвижных играх: «Мышеловка», слушали рассказы о животных К. Д. Ушинского, Е. Чарушина.
Большое внимание уделялось и развитию художественно- эстетической работе: дети рисовали, раскрашивали, лепили, используя приём пластилиннографии домашних животных. Ребята принести фотографии своих любимых питомцев, и мы оформили фотовыставку «Домашние питомцы».
Итоговым мероприятием стала игра – викторина «Знатоки домашних животных и птиц». Где дети показали все свои знания.
Благодаря проделанной работе, у детей развился устойчивый интерес к домашним питомцам, закрепились и улучшились их знания по данной теме, отметилось активное включение родителей в педагогический процесс.
Проект «Заповедные места». (10 января- 21 января). Данный проект способствовал формированию у детей представлений о заповедных местах родного края, о разнообразии природного мира, бережному и уважительному отношению к природе.
С воспитанниками подготовительной группы были проведены беседы на тему проекта «Что такое заповедники?», «Заповедные места родного края», «Для чего нужна Красная книга?» С детьми читали рассказы, стихи о животных, растениях, рассматривали иллюстраций животного мира,
занесённых в Красную книгу Иркутской области, был просмотр презентации «В мире животных», «Заповедники Иркутской области».
Дети узнали много нового о жизни животных в заповедниках, для чего люди создают заповедники. На занятиях по рисованию ребята сделали экологические знаки.
Также мы привлекли родителей к созданию Красной книги Иркутской области. В ней – растительный и животный мир. Когда книга готовилась, каждая семья отвечала за свою страничку, искала информацию о выбранном животном или растении. В дальнейшем мы планируем книгу пополнять новыми рисунками, иллюстрациями редких животных и растений.
Итоговым мероприятием данного проекта стала квест - игра ««Заповедные тропинки». Ребята выполняли задания Феи Заповедного леса. За правильно выполненное задание, получали часть картинки. В заключении ребята собрали плакат из частей «Берегите лес!». Фея отблагодарила их и наградила детей медалями «Знатоки Природы».
В результате проекта воспитанники имеют представления о заповеднике, о охране живых существ, которые там обитают.
Проект «День Земли». (11 апреля – 22 апреля).
В рамках этого проекта с детьми были проведены разные формы деятельности, такие как тематические беседы, чтение произведений о природе, просмотр мультфильма «Мальчик и Земля», рассматривание глобуса, иллюстраций с изображением природы, дети изображали рисунки «Правила поведения в лесу», лепили, используя приём пластилинографии «Земля –хрустальный цветок», выполняли коллективную работу по аппликации «Берегите первоцветы – украшение планеты».
Итоговым мероприятием стала игра – путешествие «Сохраним планету Земля». Дети путешествовали по лесу, помогая планете добрыми делами.
В результате проекта дети получили представление о том, что Земля – наш общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, закрепили понятие о том, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходима вода, солнце, воздух, что нужно беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Также ребята закрепили правила поведения в природе.
Этот проект помог ребятам открыть новые знания и приобрести понимание бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Оформление группового экологического календаря стало итоговым продуктом на заключительном этапе работы над данным проектом. Календарь состоит из нескольких страниц. Каждая страница календаря рассказывает о экологическом дне защиты птиц, диких и домашних животных. Календарь сделан в едином стиле из ладошек. Это позволит детям стать экологически грамотными, расширит кругозор. В дальнейшем мы планируем пополнять календарь другими экологическими праздниками.
К реализации проектов я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли
творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
Итог реализации данного проекта позволяет сделать следующий выводы:
- у детей сформированы глубокие знания о жизни живых объектах природы: птицы, животные;
- сформированы начальные природоведческие и природоохранительные знания и навыки экологически грамотного поведения в природе;
- у детей появился ярко выраженный интерес к явлениям и объектам природы;
- участие детей в проектной деятельности оказало позитивное влияние на развитие личностных качеств, как отзывчивость, сопереживание, ответственность за своё поведение в природе.
- К экологическому проекту привлечены родители.
Таким образом, участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы и всего живого, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, к миру животных.