Овечкина Наталья
Формирование основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №242» комбинированного вида
Проект по формированию основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Я – и мои права»
Автор-составитель: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №242»
комбинированного вида
Овечкина Н. Г.
Новокузнецк
2013
Пояснительная записка
Публикация «Формирование основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.
Дошкольное образовательное учреждение может и должно влиять на защиту прав ребенка, формировать у самого ребенка представления о своих правах и свободах, а педагоги не только давать детям знания, но и создавать условия для практического применения этих знаний.
Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. К концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками, у детей возрастает способность к саморегуляции поведения сообразно требованиям социального окружения, развиваются такие качества, как исполнительность, способность к самоконтролю и самостимулированию.
К сожалению, в программах дошкольного воспитания этому вопросу отводится мало времени. Типичной формой правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях является эпизодическое проведение отдельных правовоспитательных мероприятий, которые не дают ожидаемых результатов, так как не выстроены в единую систему, не подкреплены достаточным наглядным и содержательным материалом, поддержкой родителей.
Новизна проекта:
- в проекте представлена работа по формированию основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательной области «Социализация» с образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».
Цель проекта - повысить эффективность работы по формированию основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с Конвенцией по правам ребенка, содержанием ее статей;
- формировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права;
- учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав;
- формировать умение анализировать различные социальные явления, сопоставлять их, обобщать и выражать в речи.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению прав ребенка;
-способствовать развитию активной речи;
- расширять кругозор детей;
- развивать коммуникативную компетентность детей;
- развивать познавательную активность, любознательность, творчество.
Воспитательные :
- воспитывать чувство любви к родным, своей малой родине;
- содействовать развитию положительного отношения детей к окружающим людям.
Успешность работы по формированию основ правового сознания обеспечивается реализацией следующих принципов.
1. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родной стране, городу.
2. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правах с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
3. Принцип интегративности
Педагогический процесс организован на основе тематического планирования. Данный принцип предусматривает интеграцию различных видов детской деятельности; интеграцию образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, художественное творчество.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среда).
4. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие, как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Условия реализации проекта
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: один год.
Направленность развития детей : комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, музыкальная).
Данный проект реализуется через вариативную часть основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад№242» комбинированного вида в рамках кружковой работы в подготовительной к школе группе.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Планирование работы по формированию основ правового воспитания составлено на основе :
-программы «Я – ребенок, и я имею право» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой по ознакомлению детей со статьями Конвенции по правам детей;
-учебно-методического пособия «Мы имеет право!» С. А. Козловой;
-учебно-методического пособия «Маленьким детям - большие права» Л. К. Мячиной и др.
Этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный :
Изучение интереса педагогов ДОУ по правовому воспитанию детей.
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей) для определения цели задач проекта.
Уточнение представлений детей по правовому воспитанию (проведение диагностических тестов).
Подбор и анализ художественной, методической литературы.
Подбор музыкальных произведений для старшего дошкольного возраста.
Подбор наглядного (иллюстрации, фотографии, плакаты, памятки, зарисовки) и дидактического материала.
Разработка перспективного планирования непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
II. Организационно-практический
Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате.
Проведение непосредственно образовательной деятельности согласно перспективному планированию.
III. Презентационно - завершающий
Презентация проекта на общем родительском собрании (выступление педагогов, родителей, детей).
Выставка (в течение лет) продуктов детской деятельности.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы узнали, для чего узнали?»
Ожидаемые результаты в работе с дошкольниками
1. Имеют представление о Конвенции прав ребенка.
2. Усвоили ключевые понятия: «закон, право, правонарушение, национальные отношения, свобода, гуманизм, ответственность».
3. Имеют представления о родословной своей семьи. Знают родственников, родственные отношения.
4. Знают название родной страны, родного города, где живут.
Ожидаемые результаты в работе с родителями
1. Повышение компетентности родителей по правовому воспитанию.
2. Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, акциях, экскурсиях.
3. Участие родителей в подборке и оформлении наглядного материала для детей.
Ожидаемые результаты в работе с педагогами
1. Повышение компетентности педагогов по правовому воспитанию.
2. Активность педагогов в работе по проекту.
Достигнутые результаты
В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям сформировать у детей качества, которые пригодятся им для благополучной адаптации в школе, помогут решить проблемы, возникающие в общении с окружающими, противостоять отрицательному примеру в поведении.
Мы уверены, что успех в правовом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам педагог будет знать и соблюдать права ребенка. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о соблюдении прав ребенка, о своей стране, городе, его чувство сопричастности к своей малой родине.
Наши дети научились:
- понимать смысл сказок, пословиц, поговорок;
- отличать добро от зла, хорошие от плохих поступков;
- проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свои поступки;
- у детей сформированы гражданские навыки : индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в жизни конфликты правовыми способами.
А также: произошло взаимопонимание между родителями и педагогами, благодаря совместной работе детей и взрослых.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.
Библиографический список
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, и я имею право. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Козлова С. А. Мы имеем право! : учеб. – метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений – М. : Обруч, 2010.
3. Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права : учебн. – метод. Пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.