Чернякова Оксана Юрьевна
Формирование основ национального самосознания у детей как важного направления патриотического воспитания в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время в ДОУ большое место отводится вопросу реализации задач патриотического воспитания детей. Начинать работу в этом направлении как можно раньше, поэтому средний дошкольный возраст является очень благоприятным периодом для патриотического воспитания детей.
Публикация «Формирование основ национального самосознания у детей как важного направления патриотического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образований одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира [4]. Кроме этого, Федеральная образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, одним из которых выступает создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины [3].
К сожалению, в современном мире материальные ценности преобладают над духовными, а понятия о доброте, великодушии у детей часто бывают искаженными. Понимая актуальность данной проблемы можно сделать вывод, что формирование личности ребенка невозможно без формирования основ национального самосознания [1].
Национальное самосознание – это осознание, оценка народом своего места и положения среди других народов, его способность соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других народов, умение встать на эти позиции в процессе своего общения с людьми других национальностей [2].
Ниже представлен фрагмент тематического плана по формированию формированию основ национального самосознания у детей среднего дошкольного возраста:
Тематический план по формированию основ национального самосознания у детей среднего дошкольного возраста
сентябрь Белые горы – Российские владенья. Формировать у детей представление о местоположении края, города на географической карте. Воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края.
Символика страны, города Белгорода Познакомить с символикой страны, города.
Экскурсия в музей «Русская изба» Формировать интерес к народному творчеству.
октябрь Белгородский край народными мастерами славится. Воспитывать чувство гордости за свой край, сохранивший и возрождающий свои ремесла.
Волшебница глина. Проявлять интерес к глине как художественному материалу. Желание работать с ней. Совершенствовать знакомые приемы работы с глиной - скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание, вытягивание.
Курская дуга Формирование представлений у детей дошкольного возраста о сражении на Курской дуге.
ноябрь Знакомство с пословицами, поговорками, загадками народов Учить детей разъяснять смысл пословиц.
Путешествие по великой России с Алешкой Актуализация и расширение представлений дошкольников о своей Родине – России.
Богатыри земли Русской. Показать, что в основе былин лежат реальные исторические факты, развивать слуховое восприятие, внимание, воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Таким образом, реализация работы в ДОУ по формированию основ национального самосознания у детей среднего дошкольного возраста способствовала повышению уровня сформированности основ национального самосознания у детей, формированию доверительных и партнерских отношений с семьями обучающихся и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования основ национального самосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Галкина И. А. Теоретико-методологические основы формирования национального самосознания у дошкольников// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – С. 25-28.
2. Гусейнова О. М. Национальное самосознание и этническая идентичность//Социально-гуманитарные знания. – 2016. – С. 120-130.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.