Папки-передвижки

Формирование основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста

Селецкая Наталья
Формирование основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с коренными народами.

Воспитатель МБДОУ г. Норильск, детского сада №93 Селецкая Наталья Геннадьевна

Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев, национальных костюмов, традиционных занятий и промыслов. Богатство национальных культур — достояние всей страны. Мы живем в Сибири, в Иркутской области, городе Иркутске, расположенном на берегу Ангары. Особенность нашего края — многонациональный состав населения: русские, буряты, эвенки, тофалары, казаки и др. Сибирь всегда отличалась от других регионов России значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, что создало благоприятные предпосылки для межнационального воспитания детей. Для всех народов, проживающих на территории Сибири характерна культурно-бытовая общность. Миграции народов, длительные контакты между ними, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур, их взаимному обмену. Современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня необходимостью снятия напряженности между народами, при этом, действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала. У дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку, они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе, мы вызываем желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, воспитываем уважение к народам, которые они представляют. Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. В рамках изучения теории вопроса, мною выбраны следующие определения основных понятий, предложенные К. Г. Селевко. Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Общение - взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений общение - форма их реализации, обеспечивающая - наряду с предметными опосредованиями - воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие "общение" используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами ("межнациональное общение", "общение культур", т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты. Культура межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений. Понятие "этики межнационального общения" вошло в научный оборот в начале 80-х гг. И теоретическая, и практическая функции этики межнационального общения — способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Методологической базой моей работы стали труды В. В. Давыдова, Г. К. Селевко, В. А. Штофа, а также общетеоретические основы межнациональных отношений изложены в трудах Р. Г. Абдулатинова, Э. Н. Аллахвердянц, Э. А. Баграмова, Н. И. Белова, Ю. В. Бромлея, Т. Ю. Бурмистровой, Ж. Г. Головина, М. С. Джунусова, О. А. Дмитриева, Л. М. Дробижевой, А. Н. Некрасовой, Р. А. Саликова, Э. А. Тадевосяна, Е. А. Троицкого, Н. И. Хмары и др. ; психологические аспекты развития межнационального восприятия Л. И. Алексеевой, Л. А. Альшевской, А. П. Оконешниковой, В. Ю. Хотинец; цели, содержание, задачи, средства и составные элементы интернационального воспитания молодежи в комплексе с другими направлениями развития личности в работах Т. К. Ахаян, Н. И. Болдырева, А. А. Кирсанова, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, В. А. Сластенина; пути и средства формирования интернационалистических взглядов и убеждений П. М. Викторовой, К. Е. Лускаловой, Э. М. Махмечевой, А. Микаберидзе, И. Э. Моносзоном, Г. М. Рогачевым, М. А. Свердлиным, Л. М. Симакиной, А. И. Холмогоровым. В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками. В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения. В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку, и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые. Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого - кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает - также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи - нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов. Мы видим, что в середине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток, а на противопоставление себя и другого. Каждому важно показать, что он хоть в чем-то лучше других - лучше прыгает, рисует, решает задачи, обладает лучшими вещами и т. п. Такое сравнение отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а "в глазах другого". Этим другим для 4-5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность. Некоторые дети буквально "вязнут" в негативных переживаниях и не на шутку страдают, если кто-то в чем-то их превосходит. Подобные переживания могут в дальнейшем стать источником многих серьезных проблем, вот почему очень важно вовремя "притормозить" надвигающийся вал зависти, ревности и хвастовства. В дошкольном возрасте это возможно сделать через совместную деятельность детей, и прежде всего через игру. Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Младшие дети, как мы уже отмечали, действовали одновременно и одинаково, рядом, но не вместе. Малышам важно было разделить свои эмоции и повторить движения сверстника. При деловом же общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Здесь уже совершенно недопустимо повторение действий или слов другого, потому что у каждого своя роль. Большинство ролевых игр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нужен больной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т. д. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с партнером - необходимое условие нормальной игры. В ролевой игре совершенно нет повода соревноваться и конкурировать - ведь у всех участников общее дело, которое они вместе должны выполнить. Детям уже не так важно утвердить себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобы получилась хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом из кубиков. При этом не имеет значения, кто построил этот дом. Главное - результат, которого мы достигаем вместе. Необходимо, таким образом, сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности, где главное - общий результат, а не его личные достижения. Создавая условия для общей игры и объединяя усилия детей для достижения общей цели, вы поможете ребенку избавиться от многих личностных проблем. Однако для многих детей-пятилеток обостренная потребность в признании и уважении сверстника является лишь возрастной особенностью. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями. Исходя из этого, мною была определена тема по самообразованию: «Формирование культуры межнационального общения через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с коренными жителями Сибири». На протяжение первого года работы мной были изучены методическая, психолого – педагогическая литература, интернет источники и периодические издания по данной теме, после чего были определены следующие: – обогащение представлений старших дошкольников о культуре народов, представленных в этнической среде группы; – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; –формирование уважительного отношения к детя м разных национальностей; – обеспечение проявления эмоционального интереса к культуре народов, представленных в этнической среде группы; А также отобраны принципы содержания работы: – Комплексно тематический подход к планированию. –Личностное – ориентированное взаимодействие участников образовательно –воспитательного процесса. –Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе. -Обе спечение эмоционального и практиче ского компонентов межнациональной культуры. – Анализ продуктов детской деятельности. Для построения дальнейшей работы возникла необходимость определения уровня сформированности культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, для этого был использован адаптированный «Пакет диагностических методик изучения этнокультурной компетентности субъектов образовательного пространства» Е. С. Бубновой. Критерии сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста были разработаны Е. А. Бояркиной из содержания базового понятия этнокультурной компетентности. Для определения уровня сформированности культуры межнационального общения у старших дошкольников использовались следующие критерии: Информационно-познавательный (когнитивный) критерий: - осведомлен об этнокультурной специфике и истории народа - представителей этнической среды группы; - з н а е т н а з ва н и е р од н о го к р а я, п р и р од н ы х и кул ьту р н ы х достопримечательностей края, города, особенности национальных строений, одежды и украшений; - осознает необходимость познания традиций, норм, правил поведения, особенностей своего и других народов, народного творчества, представления предков о мироустройстве; Эмоционально-ценностный (личностный) критерий: - ощущает себя представителем своего этноса, проявляет уважение к этнокультуре своего и других народов; - проявляет устойчивый, эмоционально-окрашенный положительный интерес к культуре и истории своего и других народов; Опытно-деятельностный (поведенческий) критерий: - способен отличать представителей своего и других этносов; - выделяет виды и жанры народного творчества; - способен дать оценку объектам и явлениям, относящимся к этнокультуре; На основе рассмотренных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста : Высокий уровень характеризуется наличием осведомленности детей об этнокультурной специфике и истории народов региона; убеждением в необходимостипознания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов; устойчивым интересом к культуре и истории разных народов; Средний уровень отражает частичное владение знаниями об этнокультурной специфике и истории народов региона; частичное понимание необходимости познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов; Низкий уровень выражается в неосведомленности об этнокультурной специфике и истории народов региона; непонимании необходимости познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разный народов После проведения диагностики было выявлено: что 43% воспитанников группы неосведомленны о культуре межнационального общения и об истории народов региона; не понимают необходимость познания традиции, норм, правил поведения, особенности разных народов. Д и а г р а м ма № 1. Н а п е р в ом э т ап е д и а г н о с т и к и у р о в н я сформированности культуры межнационального общения. Для формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников мной был составлен перспективный план работы. В связи с этим был задействован широкий спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Для достижения цели предполагались следующие формы взаимодействия : - реализация проектов «Моя дружная семья», «Традиции нашей семьи», «Самый важный национальный праздник»; - совместное изготовление национальных костюмов; - организация вечеров национальной кухни; - подготовка к концертам «Национальный танец»; - выставка совместных поделок, рисунков и т. п. - участие в мероприятиях, способствующих развитию познавательной активности и установлению дружеских, уважительных взаимоотношений в детском коллективе: «Мы-дети планеты Земля», «Дружба народов», «Вечер национальных игр», «Знатоки родного края», «Наша дружная семья»; - оформление фотовыставки, фотоальбомов, тематических альбомов «Быт и культура нашего народа»; - организация совместных экскурсий, целевых прогулок; Свою работу осуществляю в тесном контакте с родителями. Анкетирование помогло родителям оценить свой уровень сформированности культуры межнационального общения. Мной были проведены беседы «Дружеские отношения взрослых и детей», «Быт и культура и традиции разных народов» (представителей этносов в группе). Тематическое родительское собрание «По родному Прибайкалью», музыкальный вечер «Дружба Народов». По окончанию реализации проекта «Быт и культура нашего народа» развивающая среда группы пополнилась национальными костюмами, предметами быта. Были приготовлены презентации «Семейные традиции». Оформлена картотека игр народов Сибири, изготовлены альбомы «Национальные костюмы Народов Сибири», «Национальные блюда Народов Сибири»; Дидактические игры «Чьё жилище?», «Кто, где живет?», «Найди где чей костюм» и. т. д. В рамках работы были проведены тематические дни «В гостях у народов Сибири», «Национальные праздники», «Познакомьтесь это мы…» Работа с педагогами по формированию культуры межнационального общения занимает особое место. Педагог является наставником для детей и примером для родителей воспитанников, и он, как никто другой владеть культурой межнационального общения. Поэтому в работе я планировала такие формы, как консультации, тренинги, открытые мероприятия. (Приложение №1) После всей проделанной работы, мной была проведена повторная диагностика уровней сформированности культуры межнационального общения, из которых мы можем сделать вывод о положительном воздействии запланированных мероприятий на развитие некоторых качеств личности и в повышении уровня сформированности культуры межнационального общения.

Публикация «Формирование основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Диаграмма №2 Повторная диагностика уровня сформированности культуры межнационального общения. По итогом диагностики было выявлено повышение уровня 23%. У 66% из 100% дошкольников повысился интерес к культуре и истории разных народов; потребность к приобретения новых этнокультурных знаний; стремлению к общению со взрослыми и детьми в культуре межнационального образовательного пространства; проявлением инициативы и культуротворчества в применении этнокультурных знаний различных аспектах жизнедеятельности, умением самостоятельно устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, оказывать помощь и поддержку, выражая адекватно, толерантно, в социально-приемлемой форме эмоции; демонстрированием и осознанием своей этнической принадлежности, уважением этнокультурного своеобразия других.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 сентября 2024 в 16:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Селецкая Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД