Шульгина Лия
Формирование основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством техники ТРИЗ
▼ Скачать
Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплантацию новой высокопроизводительной техники. Развивать инженерное мышление нужно в дошкольном возрасте, т. к. основы мышления закладываются в возрасте до 6 -7 лет.
Инженерное мышление объединяет в себе различные виды мышления : логическое, наглядно – образное, теоретическое, практическое, техническое, творческое.
Инструментом, способным сформировать инженерное мышление у детей является ТРИЗ – технология.
Публикация «Формирование основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством техники ТРИЗ» размещена в разделах
ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательных задач», её автором является советский инженер, изобретатель, писатель – фантаст – Генрих Саулович Альтшуллер, который начал изучать теорию в 1946году.
Теория решения изобретательных задач – это набор методов решения инженерных задач, творческих задач в основе которых лежит креативных подход.
При развитии инженерного мышления повышаются психофизические качества детей : память, внимание, аналитическое мышление, логическое мышление.
Логическое мышление приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления.
Овладение логическим мышлением в дошкольном возрасте способствует развитию умственных, инженерных, математических способностей, которые необходимы для дальнейшего перехода детей к школьному обучению.
Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастёт, если начинать обучение уже с младшей и средней группах.
Используются такие игры как: «Конструирование по образцу», «Домино», «Лабиринты», «Конструирование по наложению», «Палочки Кюизенера», «Найди лишнее», «Игры головоломки», «Числовой ряд», «Чем отличаются», «Найди одинаковые», «Развивающие игры Воскобовича», «Игры на интуицию», «На понимание», «На развитие художественно – образного мышления».
Логические блоки Дьенеше «Конструирование по наложению» - цель занятий привить детям понимание основ логики, математики, информатики. Учить классифицировать, сравнивать и анализировать.
«Палочки Кюизенера» – способствует развитию фантазии и воображения, развитию детского творчества, мелкой моторики познавательной активности, наглядно – действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования.
«Найди лишнее». Развивает умение находить тот предмет, который не вписывается в эту закономерность.
«Игры головоломки». Развивают творческие способности и логическое мышление детей.
«Числовой ряд» - тренирует память, быстроту мышления, изучение последовательности цифр.
«Чем отличаются», «Найди одинаковые» - с помощью этих игр, развивается память, внимание, сообразительность, умение решать перед собой поставленные задачи, воспитывает терпение и усидчивость.
Развивающие игры Воскобовича (квадрат, геоконт, чудо-крестики) – развивают память, фантазию и внимание ребёнка.
«Дорисуй фигуру», «Закончи стихотворение» - используют для развития интуиции.
На понимание используют игру «Следопыт» - нужно угадать чьи следы изображены на картинке.
На развитие художественно – образного мышления используют игру «Облака», нужно угадать на что похоже плывущие по небу облака? «Тень» нужно определить, от какого она предмета.
Развитие инженерное мышление в старшем дошкольном возрасте происходит посредствам LEGO. Развиваются умения выбирать и отсчитывать предметы из большого количества деталей по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей.
Чтобы развить инженерное мышление детей дошкольного возраста, нужно подобрать методы, формы и средства в соответствии возрастным особенностям воспитанников, с учётом их естественных потребностей «конструировать», а также «экспериментировать» или создавать «нечто новое».
Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребёнка. Воспитать человека с креативным мышлением, творческим, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.