Ирина Зверева
Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий
Речь является важнейшей психической функцией человека. Безречевой ребёнок испытывает трудности в коммуникации и социализации, что оказывает негативное влияние на его психическое развитие в целом. Л. С. Выготский отмечал, что не только интеллектуальное развитие ребёнка находится в непосредственной зависимости от речи, но и формирование его характера, эмоций и самой личности [2]. Правильно сформированная речь у дошкольника, даёт возможность общения со сверстниками и служит фундаментом для обучения в школе. Ребёнок, правильно и понятно выражающий свои мысли, грамотно озвучивающий свои желания и вопросы, не испытывает трудностей при обучении в отличие от ребёнка, имеющего речевые дефекты. Такие дети чаще всего замыкаются в себе, становятся немногословными и застенчивыми, а на этапе освоения начальной общеобразовательной программы, испытывают трудности в чтении и письме. Д. Б. Эльконин обратил внимание на тот факт, что для эффективного овладения чтением и письмом необходимо у ребёнка развивать фонематическое восприятие. Так же, многие специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте происходит его формирование. Недостаточность развития фонематического восприятия оказывает влияние на всю речевую систему: – на фонетику, в том числе на слоговую структуру речи, мелодико-интонационную сторону речи и звукопроизношение; – на лексику; – на грамматический строй речи; – на анализ и синтез речевых звуков. Специалисты отмечают, что детей с данной проблемой становится всё больше. Это особенно выражено у детей, страдающих ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, сложной дислалией, общим недоразвитием речи. Поэтому, развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой и должно стать неотъемлемой частью развивающих и коррекционных программ. Цель исследования: выявление дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников. Объект исследования: развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста посредством системы дидактических игр и игровых приёмов. Предмет исследования: дети дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников, может применяться воспитателями, логопедами, дефектологами в дошкольных образовательных учреждениях и родителями. Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач: Рассмотреть роль игровой деятельности в развитии фонематического восприятия; Подобрать дидактические игры и игровые приёмы; Проанализировать полученные результаты. Для решения поставленных задач использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и анализ результатов исследования. В дошкольном возрасте игровая деятельность имеет большое значение. Ведь неправильная речь, особенности речевого поведения находят отражение при участии в играх. Одной из форм обучающего воздействия на ребёнка являются дидактические игры. Как отмечает Д. Б. Эльконин [11], такой вид игры организует психические процессы, способствует умственному развитию, активизирует познавательную деятельность. С одной стороны, это имеет обучающий смысл, с другой стороны, обучение происходит в процессе игры, что приводит к наилучшему усвоению. В процессе дидактических игр, ребёнок не только приобретает необходимые знания о правильной речи, учится правильному поведению в коллективе и анализу своей деятельности, но и закрепляет приобретённые ранее умения и навыки, проявляя при этом самостоятельность и активность. Процесс усвоения материала заключатся не только в его прослушивании, но и в умении его применять в практической деятельности для решения поставленной задачи. Необходимо отметить эмоциональную составляющую дидактических игр, где среди сверстников-единомышленников, ребёнок вместе с коллективом двигается к поставленной цели, получая позитивные эмоции от полученного результата.
Публикация «Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий» размещена в разделах
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату :
Иванко, О. В. Система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников / О. В. Иванко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 131-133. — URL : https://moluch.ru/archive/428/94517/ ( дата обращения: 16.02.2023).