Кликушина Валентина
Формирование основ финансовой грамотности у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по
Познавательному развитию.
Тема: «Монета. Банкнота. Деньг.»
Цель:
Формировать элементарные экономические представления.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей средней группы» размещена в разделах
-Формировать понятия «деньги», «монета», «доход», «расход», «товар», «рубли» ;
-закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
- применять элементарные экономические знания на практике;
- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»).
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать память, мышление, воображение;
- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.
Воспитательные:
- воспитывать бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать финансовую культуру;
- воспитывать всестороннему развитию личности.
Предварительная работа: знакомство с профессиями, предметами труда, руководство педагогом сюжетно-ролевыми играми «Магазин», «Кафе». Д/и «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!», «Кто кем работает», «Умелые руки». Просмотр презентации «Деньги», беседа «Почему важно экономить», «Профессии», решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы «Лисичка со скалочкой», «Федорино горе», заучивание поговорок о труде.
Оборудование: мяч, кошельки, монеты, картинки, оборудование к игре «Магазин», геометрические фигуры.
Ход занятия:
Дети стоят в группе в кругу. Произносят приветствие:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Воспитатель: Дети, скажите, какое сейчас время? Какой месяц? День недели? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку:
В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин пойдём. (Деньги.)
Просыпаюсь в понедельник –
Стало жаль себя до слёз!
Где мне взять побольше денег? –
Одолел меня вопрос. В мире столько всяких разных
Соблазнительных вещей!
Только толку что в соблазнах,
Если денег нет вообще?
Счастье не в деньгах, понятно,
И не в норковых манто,
Но с деньгами жить приятно,
А без них – совсем не то!
Как-то мне без них неловко
И выходит ерунда:
Ни купить себе обновку,
Ни поехать на юга…
Не хватает капитала!
Как бы мне разбогатеть?
В интернете поискала –
Не даёт ответа Сеть.
Может, кто-то знает способ?
Поделился бы народ,
Чтобы не остаться с носом,
А совсем наоборот!
Воспитатель: Правильно, деньги. Присаживайтесь! (дети садятся на стульчики)
– Ребята, посмотри какую волшебную коробочку я вам принесла! Хотите посмотреть, что внутри?
(воспитатель демонстрирует коробку).
- Как вы думаете, что там внутри? (достает из коробки копилку)
- Что это такое? (ответы детей)
- Верно это копилка.
- Для чего же нужна копилка? (ответы детей)
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? (ответы детей)
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов и игрушек;
- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков;
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди, если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
Беседа о монетах.
- Ребята, вам интересно узнать, какие деньги лежат в копилке? Давайте посмотрим! (рассматриваем сначала монеты)
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
(если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им)
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак)
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Физкультминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
– А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Дополни».
Дидактическая игра «Сравни».
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Ребята, а что за деньги не купишь? Правильно - дружбу, любовь, здоровье, семью, океан, лес, поля за деньги не купить.
Воспитатель: Вот сколько расходов у ваших родителей. Поэтому к деньгам нужно относиться экономно. Прежде чем просить у родителей игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поработать и получить зарплату? (Ответы детей.)
Воспитатель: Тогда мы с вами будем строить дом
. (Звучит музыкальная песенка Е. Железновой «Я хочу построить дом». Дети из геометрических фигур строят дом.)
Воспитатель: Хватит в профессии играть, пора зарплату получать.
(Детям раздают бумажные монетки. Они кладут деньги в кошельки, которые сделали на занятии по аппликации.)
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю поехать на автобусе в детский мир.
(Дети садятся в «автобус». Ребенок берет руль (водитель).Звучит звук мотора).)
Воспитатель: А чтобы не было скучно ехать, поиграем. Вы должны назвать понятия, которые встречаются в магазине.
Проводится игра «Добавь слово».
Очень яркая витрина
У овощного … (Магазина.)
На товарах быть должна
Обязательно … (Цена.)
Повару и акробату
Выдают за труд … (Зарплату.)
Молоко, печенье и огурцы
Продают нам … (Продавцы.)
Где всегда с волшебным чувством
Покупаем юбки, блузки
Или джинсовый пиджак,
Или бродим просто так? (В магазине «Одежда»)
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
Шоколадный торт “Причуда”
Очень любит тётя Люда.
Три эклера, пять колец
Завернул им … (Продавец)
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
Воспитатель: Мы приехали в магазин!
Дети, посмотрите, сколько на витрине игрушек. Но хочу дать вам совет – не спешите с покупками. Потратив деньги, вы их уже не вернёте. Сначала решите, что хотите купить.
Продавец вежливо обслуживает покупателей. Дети благодарят продавца, прощаются с ним, и садятся в «автобус».
Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой.
Давайте вспомним правила обращения с деньгами:
- Экономно распоряжаться деньгами;
- Складывать деньги в копилочку, чтобы потом что-нибудь себе приобрести.