Олеся Маслакова
Формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста через художественные произведения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ духовно-нравственной культуры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой. Это обусловлено объективной необходимостью приобретения воспитанниками системы ценностей, позволяющих успешно адаптироваться в обществе и существовать в нём без вреда для себя и окружающих.
Духовно-нравственное воспитание с раннего возраста благоприятно влияет на многие стороны взаимоотношений человека с миром. Здесь можно назвать этическое и эстетическое развитие личности, формирование гражданской позиции и мировоззрения, психическое и эмоциональное становление.
Публикация «Формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста через художественные произведения» размещена в разделах
Конкретными целями формирования духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста могут быть, к примеру, следующие:
1. Направленность ребёнка на приобщение к нравственным и духовным общечеловеческим ценностям.
2. Развитие на высоком уровне интегративных качеств личности.
3. Сформированность необходимых для дошкольного возраста социально-коммуникативных умений и др.
В духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В данном направлении в детском саду с дошкольниками осуществляется множество мероприятий, ведутся беседы на этические темы, обсуждаются положительные и отрицательные поступки детей.
Существуют различные способы формирования основ духовно-нравственного воспитания. Так, отечественными исследователями выделяются, к примеру, такие виды воздействия на ребёнка, как музыка, хореографическое искусство [5], физическая культура и др.
Одним из важных видов деятельности, оказывающим неоценимое воздействие на личность ребёнка, может быть назван метод чтения художественной литературы.
Для того, чтобы помочь детям увидеть примеры конкретных правил поведения в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы.
Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей, анализируя их поведение и действия, дошкольники решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение рассказов и сказок дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств для ребёнка.
Сказка – это литературный жанр, который соответствует интересам и способностям ребёнка. Сказка побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и анализ содержания и скрытых смыслов. Сказка помогает детям изучать этические и эстетические нормы и является эффективным способом художественного и морального воспитания человека.
При использовании художественных произведений в работе с дошкольниками необходимо активизировать умственную деятельность детей через заранее подготовленные вопросы. При этом необходимо учитывать следующее:
- педагог должен продумать, какой именно аспект будет раскрыт перед детьми в ходе чтения художественных произведений, и уже в соответствии с этим подбирать вопросы;
- целесообразно ставить перед детьми небольшое количество вопросов;
- вопросы должны активизировать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру;
- вопросы должны помогать раскрывать ребенку при чтении свое душевное состояние;
- вопросы должны стимулировать последующую дискуссию.
Кроме чтения и этической беседы по прочитанному материалу существуют и другие методы работы с художественной литературой : игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценирования, изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
Важным представляется использование художественной литературы в совокупности с видами деятельности, которые дошкольнику нравится выполнять, к которым он стремится.
Таким образом, формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста может осуществляться через художественные произведения. Их использование в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы считаем педагогически целесообразным, т. к. сам процесс чтения и его производные (например, обсуждения, игры на основе прослушанных текстов и др.) характеризуются возникновением значительного положительного опыта у ребенка.