Виктория Видинеева
Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность темы исследования:
Обусловлена тем, что современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, определяющей развитие социально-активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым условиям жизнедеятельности.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Значимость данной проблемы определяется реальными потребностями системы дошкольного образования формированием у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, а также освоением соответствующих умений.
Цель исследования:
оптимизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности.
Объект исследования:
процесс формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования:
психолого-педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. провести анализ современных теоретических подходов к проблеме формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста;
2. изучить специфику содержания современных образовательных программ по формированию основ безопасного поведения старших дошкольников;
3. составить диагностический инструментарий по выявлению представлений и практических навыков безопасного поведения у старших дошкольников;
4. реализовать программу обследования, осуществить анализ результатов представлений старших дошкольников о способах безопасного поведения в быту, природе, в отношениях с незнакомыми людьми, а также практических навыков овладения и соблюдения мер предосторожности;
5. установить психолого-педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников в ДОУ;
6. разработать теоретическую модель, психолого-педагогические рекомендации и программу формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности в ДОУ.
Теоретико-методологические основы исследования :
теория развития психики ребенка (Л. A. Венгер, Л. C. ВыготскийА. Н. Леонтьев,
концепция развития ребенка дошкольного возраста (А. В. Запорожец);
теоретические положения о способах влияния на активность ребенка (Б. Г. Ананьев, С. П. Гальперин, Л. Ф. Обухова);
развитие познавательного отношения к действительности (Л. И. Божович, A. B. Запорожец, М. И. Лисина);
положения о психических состояниях дошкольников (В. Н. Мясищев);
ведущие идеи личностно-ориентированного образования
(Н. И. Алексеев, Е. В. Бондаревская).
Общая организация исследования.
Исследование проводилось в МКДОУ №6 «Улыбка» г. Железноводск в 2015 – 2016 году. В котором приняли участие дети старшей группы в возрасте 6-7 лет (30 человек).
В МКДОУ детском саду № 6 «Улыбка» г. Железноводска реализуется Примерная основная общеобразовательная программа «Детство». Программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической педагогики.
Обследование представлений и практических навыков старших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности определялись по следующим показателям.
Общий перечень показателей.
Показатель 1 – сформированность процессов обобщения знаний об источниках опасности.
Показатель 2 –сформированность представлений о действиях, предупреждающих возникновение опасности.
Показатель 3 – сформированность умений пользоваться ножом.
Показатель 4 – умение осторожно обращаться с горячим предметом (Гп).
Показатель 5 –умение осторожно обращаться с пожароопасными предметами
Показатель 6 –умение пользоваться электроприборами с соблюдением мер предосторожности.
Показатель 7 -способность доставать предмет с высоты только с помощью взрослого.
Показатель 8 - особенности отношений со сверстниками.
Показатель 9 - отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников.
Показатель 10 – активность в общении.
Результаты исследования:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: старшие дошкольники знают, как осторожно обращаться с горячими и пожароопасными предметами (13,33%); у детей сформированы представления о том, как доставать предмет с высоты только с помощью взрослого(26,66%); у многих детей проявляется доминирование и лидерство в группе сверстников (52%).
В то же время, у старших дошкольников не сформировано умение пользоваться электроприборами с соблюдением мер предосторожности(3%).
2слайда таблицы
Названные результаты демонстрирует данная таблица.
На основании данного графика Мы видим, что показатели 1, 2, 3, 4, 5, 6. Выражают недостаточную компетентность детей.
Таким образом, данные проведенного обследования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности представлений и практических навыков детей.
Данные результаты определили необходимость в проведении программы по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения.
Концептуальными положениями разработки данной программы выступили Программа развития навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни человека, необходимости осуществления амплификации развития.
2. Учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, определяющей «функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития"
3. Положение Л. С. Выготского о высших психических функциях.
4. Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева о преобразования внешней совместной деятельности в индивидуальную.
5. Положение А. Н. Леонтьева о возможности игры моделировать окружающею жизнь.
6. Положение К. Д. Ушинского о том, что образование уменьшает число опасностей, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия.
7. Концепция В. И. Логиновой о необходимости формирования системности знаний у детей дошкольного возраста, возможности разработки содержания системы знаний с целью воспитания гуманистической направленности личности.
8. Положение Р. С. Немова о том, что речевая готовность детей к обучению и учению проявляется в уровне произвольного поведения и качестве познавательных процессов.
9. Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника как субъекта детской деятельности, предполагающая конструирование педагогического процесса на основе дифференцированного подхода с учетом познавательных интересов и особенностей возрастной культуры современных дошкольников (В. В. Крухлет).
Безопасность жизнедеятельности является многогранным объектом понимания и восприятия действительности, который требует интеграции различных областей, таких как познавательно-речевой.
Серьёзное внимание воспитатель должен уделять развитию познавательной - речевой активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх и головоломках.
Модель1
Предлагаем вашему вниманию модель илюстрируюшию реализацию направления безопасность, а так же формы и методы работы воспитателя.
Наша программа включает такие разделы как (Безопасность собственной жизнедеятельности, Безопасность в быту, Безопасность на дорогах и улицах, Безопасный отдых на природе, Психологическая безопасность.
Для их реализации предлогаем использовать такие формы как (Занятия,Совместная деятельность,Самостоятельная деятельность, игра) А так же методы (Игры путешествия, проблемные ситуации, игры-эстафеты, Творческие игры, Беседа.)
Теоретический анализ научной и методической литературы позволил определить Психолого-педагогические условия формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников :
1. Предупреждение бытового детского травматизма должно быть основано на соблюдении двух принципов - создание безопасного дома для ребенка и в ежедневном протяженном труде по воспитанию и обучению ребенка.
2. Формирование опыта безопасного поведения в быту дошкольников осуществляется путем поэтапного объединения трех субъектов образовательного процесса (С. Мартынов).
- этап уточнения и систематизирования знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту можно выявить через дидактические игры;
-этап перерабатывания умений безопасности жизнедеятельности через имитацию действий с бытовыми предметами и моделирования возможных угрожающих ситуаций взаимодействия с ними;
-этап взаимодействия поведения ребенка с доступными опасными предметами быта (Т. Храмцова).
В процессе решения задач по формированию основ безопасного поведения использовать следующие методы работы:
- игровые тренинги, в которых в игре разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
- обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
- использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
- применение видеоматериалов;
- экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки (Р. Б. Стеркина).
С учетом анализа теоретических положений и практического опыта ДОУ предлагаем следующие Педагогические рекомендации:
1. В целях развития основ безопасного поведения у старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности необходимо включать в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игры, упражнения, моделирующие принятие правильных решений на основе игр - театрализаций, путем сочинение сказок по предложенной теме, использования соответствующей художественной литературы.
2. В процессе обучения старших дошкольников основам безопасного поведения необходимо осуществлять интеграцию различных видов деятельности : изобразительной, театрализованной, используя сведения об окружающем мире, закрепляя выработанные умения в бытовой деятельности, режимных моментах.
3. Особое внимание уделять методу беседы, используя алгоритм активизации речи ребенка: встреча с проблемной ситуацией – осознание ситуации – оценка ситуации – ситуация выбора, новое осознанное поведение и оценка поступка персонажа.
4. Информировать родителей об актуальность проблемы формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников, использовать в работе с семьей информационно – аналитические, наглядно – информационные и активные формы взаимодействия путем проведения консультаций, открытых занятий, совместных мероприятий. Обращать внимание родителей на актуальность обогащения речевой культуры ребенка, умений правильно использовать различные формы и категории.
В результате проведенной работы было составлено методическое оснащение по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников. Методическое оснащение деятельности воспитателя по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников :
Календарно-тематическое планирование в старшей группе детского сада.
Конспекты образовательной деятельности.
Консультация для воспитателей «Принципы организации воспитательно-образовательной работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду».
Консультация для родителей «Безопасность Вашего ребенка».
Перспективный план работы с родителями.
Спасибо за внимание.