Татьяна Кислова
Формирование доброты и отзывчивости у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование доброты и отзывчивости у старших дошкольников» размещена в разделах
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Однако следует отметить, что процесс формирования нравственных качеств у дошкольников сегодня существенно затруднен. Этому есть объяснение: сложно заниматься нравственным воспитанием в условиях, когда страна переживает последствия тяжелейшего экономического, социально-политического кризиса. Отсюда и неустойчивость и в духовно-нравственной сфере жизни общества. В связи с этим значительно усложнился процесс нравственного воспитания детей в семье, в дошкольных и школьных учебных заведениях. Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры, и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста в ходе их приобщения к нравственной культуре. В этой связи тема нашего исследования приобретает особую остроту и актуальность.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста очень широко освещалась и продолжает изучаться в современной научной и специальной литературе. Однако в последние десятилетия эта проблема приобретает все большую актуальность, так как в современную эпоху вопросы нравственности и духовности находятся на распутье.
В дошкольном возрасте качества доброты и отзывчивости должны быть сформированы хотя бы на элементарном уровне. Если это условие не выполнено, дальнейшие возможности формирования указанных нравственных качеств становятся очень проблематичными. Необходимость особого внимания к процессу формирования нравственных качеств доброты и отзывчивости у старших дошкольников обусловлена не в последнюю очередь тем, что он является стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это и составляет суть культуры.
С этой целью в настоящее время разрабатывается и применяется в педагогической практике детских садов множество вариативных программ дошкольного образования и воспитания. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, «нравственное» воспитание или «формирование гуманного отношения к другим людям» и пр.
Конечно, рамки осознания детьми добрых дел еще невелики, так как у них еще маленький жизненный опыт. Пополнился запас представлений детей. Многие из них теперь доброту видят в проявлении заботы о животных, шире стал перечень художественных произведений, называемых детьми.
Для эффективного формирования нравственных представлений детей о доброте и отзывчивости, необходимо целенаправленно проводить комплексные мероприятия. Помимо работы с детьми группы, важно еще вести разъяснительную работу с родителями и семьей.
Тщательное изучение теоретических источников, анализ современных вариативных программ, опыт работы с детьми позволяет выделить наиболее эффективные методы и средства воспитания нравственных качеств у дошкольников :
1) чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций с последующим обсуждением поступков героев;
2) игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
3) положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Таким образом, инновационная значимость представляемого опыта заключается в том, что в качестве основного педагогического инструментария выступает реальный положительный нравственный опыт детей и их ближайшего социального окружения – семьи.
В современной педагогической практике ДОУ разработано достаточно много авторских методик и наработок в сфере духовно-нравственного воспитания – посредством игровой деятельности, этнопедагогики, танца, музейной педагогики и др. Мы же считаем, что только собственный накопленный нравственный опыт, скорректированный педагогом и дополненный родителями, поможет дошкольникам развить такие качества личности как доброта и отзывчивость. «Разбор» реально прожитых самими детьми нравственных ситуаций является, на наш взгляд, наиболее эффективным.