Фисунова Ольга
Формирование общения у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование общения у детей 5-6 лет»
Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека
Говоря о роли общения в развитии личности ребенка, хочется подчеркнуть, что в процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. В процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, эстетические чувства и складывается характер.
Публикация «Формирование общения у детей 5–6 лет» размещена в разделах
Развитие общения у детей осуществляется в двух направлениях:
– общение с взрослыми;
– общение со сверстниками.
К 5-6 годам у детей существенно меняется отношение к сверстникам. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте, не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.
Однако наряду с этим у детей появляется умение видеть у сверстников не только промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Дети 5-6 лет собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Ему необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.
Так же к 5-6 годам у детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п.
К 6 годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит, не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора, другой мальчик встал на защиту своего товарища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится».
Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.
Огромную роль в развитии навыков общения у детей 5-6 лет играют грамотно организованные познавательные игры.
Педагогические требования к организации познавательных игр:
1. Внимательно относиться к детским вопросам, накапливать их;
2. Учить детей задавать вопросы,открывать новые стороны в исследуемом
объекте, проблеме, явлении.
3. Не оценивать детские вопросы как "плохие - хорошие", "умные - глупые","правильные – неправильные ", а радоваться любым вопросам и рассматривать их как положительный факт; это помогает не снижать
самооценку ребенка;
4. Предпочтителен демократический стиль общения с детьми, когда они не
боятся задавать вопросы, не боятся выглядеть глупыми.
Педагогические (воспитательные) возможности познавательных игр могут быть реализованы при соблюдении следующих методических условий:
1. Ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации познавательных игр: в их планировании, поиске информации, осуществлении, анализе и оценке.
2. Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, чтобы игровой мотив менялся на познавательный, необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске.
3. Чтобы игры приобретали развивающий характер, их содержание должно выходить за пределы образовательной программы.
4. Необходимо учесть и психологические особенности дошкольников 5-6 лет, придавая играм познавательного характера занимательную форму, используя увлекательный сюжет, красочное оформление, новизну и необычность информации.
5. Весьма важно при организации познавательных игр опираться на интересы детей. Учитывать потребности, жизненные ориентиры, увлечения детей,идти за их насущными интересами. В этом случае деятельность детей приобретает для них личностный смысл, становится личностно
значимой.
6. Сила влияния игры в ее привлекательности, необязательности, поэтому - никакого принуждения, насилия, авторитарности. Позиция воспитателя в игре – позиция советчика, друга, старшего товарища, координатора. Направленность его воздействий:
- не принудить, а увлечь;
- не убедить (хотя и это неплохо, а заинтересовать, восхитить;
- не разъяснить, а открыть,инициировать активность самих детей.
Проводя познавательные игры, педагог ориентируется на уровень общего умственного и социального развития детей, внося в них конкретные коррективы в соответствии с его педагогическими задачами.
Проблема развития навыков общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, нравственных критериев в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому внимание педагогов должно быть уделено формированию и развитию навыков общения детей 5-6 лет.