Анна Васильева
Формирование «Образа музея» через эко-краеведческую работу с дошкольниками.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование «Образа музея» через эко- краеведческую работу с дошкольниками.
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. А. Рыжова
И вновь мы возвращаемся к теме музейной педагогики в ДОУ. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. Во многих детских садах педагоги-новаторы открывают даже не по одному, а по два-три музея : «Русская изба», музей Боевой Славы, зал Краеведения, музей Новогодней елки, музей Древнего мира и др. Мы же хотим рассказать вам об эко - краеведческом мини – музеи нашего МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» Заводского района.
Публикация «Формирование „Образа музея“ через эко-краеведческую работу с дошкольниками,» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Одним из направлений развития ребенка в МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» Заводского района г Саратова является «Экологическое воспитание дошкольников».
Цели направления: формирование экологических знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста через развитие эколого-развивающей среды и восприятие с окружающим миром. В МДОУ «ЦРР – детский сад № 44» разработана и реализуется программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог». Основным источником при разработке моей рабочей программы - руководителя эко –мини -музея стала программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы. У человека связь с неживой природой сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а чистая – природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научились использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве и изготовлении предметов быта.
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Назначение создаваемых мини-музеев эко – краеведческого содержания в МДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.
Каждый экологический мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Хочется отметить, что экспонаты мини-музеев используются не только на занятиях по экологии воспитателем - экологом, но и воспитателем по изобразительной деятельности, педагогом-психологом, воспитателями на занятиях познавательного цикла и при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мы считаем, что создание именно мини-музеев экологического содержания, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам: сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников; приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики; будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы; поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром. И тогда мини-музеи экологического содержания станут неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада. А ребенок будет покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» При формировании нашего эко – краеведческого музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т. п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей.
Экспонаты собирались коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для нашего музея природы. Через интернет – ресурсы объявлялись темы проектной деятельности МДОУ, мероприятий разного направления. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран.
Все экземпляры музея изготовлены руками детей, педагогов, родителей из природных материалов. Процесс изготовления интересен как педагогам, так и детям и не требует больших затрат.
В нашей экологической комнате сформированы мини- музеи :
• Мини – музей «Ландшафтные зоны»
• Мини – музей «Дикие, животные нашего леса».
• Мини – музей «Домашние животные».
• Мини – музей «В мире насекомых».
• Мини – музей «Водоем и его обитатели».
• Мини – музей «В мире комнатных растений»
• Мини – музей «Энергия камней»
• Мини – музей «Солнце вокруг нас»
• Мини –музей «Бабушкин сундучок» и др.
Экологический мини –музей «Энергия камней»
АКТУАЛЬНОСТЬ: Дети в возрасте 4-5 лет активно исследуют окружающий мир. Ребята старшей группы с большим интересом собирают и рассматривают камушки на прогулке. Их интерес к камням и минералам подсказал нам идею для создания мини – музея «Сокровища земли».
Мини - музей знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, дети знакомятся со свойствами и происхождением минералов, горных ландшафтов. Ведь каждый камень особенный : обладает теплой или холодной таинственной энергетикой, блестит или наоборот меркнет при тактильном контакте, привлекает своей таинственностью. У детей развивается интерес к объектам неживой природы. В процессе изучения проекта «Энергия камней» и создания мини – музея «Сокровища Земли» был создан продукт исследовательской деятельности - альбом «Сокровища Земли».
• По содержанию: естественно – научный.
• Цель : познакомить детей с разнообразием минералов в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.
Задачи :
Обучающие :
• Дать детям представления о минералах разного происхождения.
• Учить классифицировать минералы по их отличительным признакам.
• Формировать умение обследовать минералы, называть их свойства и особенности.
• Познакомить детей с их значением и использованием человеком в повседневной жизни, а также с минералами, которые человек использовал с давних времен.
• Показать опытно – экспериментальной деятельностью и путем моделирования образование и разрушение камней, гор, вулканов.
Воспитывающие :
• Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
• Воспитывать бережное отношение к камням и сделанным из них предметам.
Развивающие :
• Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.
Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения! Человек - это часть природы, а значит и о нем необходимо заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета Земля - наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!
Литература:
1. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. -1993. №7
2. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ Журнал “Обруч” №6, 2000
3. Николаева С. Н., Лункевич Н. В. Экологическое воспитание дошкольников. 1998.
4. Найденова Е. Профессия – педагог. Журнал “Дошкольное воспитание” №3, 2000
5. Рыжова Н. А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.
6. Рыжова Н. А., Данюкова А. И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.
7. Источник: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26362-sozdanie-usloviy-dlya-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-v-dou.html