Петрова Ирина
Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, именно в это время закладываются черты его характера и начинается становление личности.
Публикация «Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности» размещена в разделах
Социальное развитие дошкольников направлено на освоение нравственных и культурных ценностей, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается формирование нравственных и культурных ценностей. Наш опыт показывает, что современные дети находятся в ситуации нравственного и культурного кризиса. Они не умеют общаться между собой, с взрослыми, наблюдается недостаточное общение родителей со своими детьми.
Поэтому, считаю, что формирование нравственных и культурных ценностей детей является одной из важнейших задач становления и формирования личности, а значит и социализации его в обществе.
В Концепции содержания непрерывного образования говорится, что в сфере «Социально-личностного развития» происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят… Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание.
В Национальной Доктрине образования в Российской Федерации говорится: "Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, воспитания трудолюбия и высоких нравственных принципов”.
В законе об образовании в Российской Федерации: Статья 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в которых говорится: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В Конвенции «О правах ребёнка» (20.11.1989г.) в статье 29 п. 1 подчеркивается, что Государства – участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека, на воспитание уважения к родителям ребенка, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования :
1.4. Основные принципы дошкольного образования :
3). Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5). Сотрудничество Организации с семьей;
6). Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что работа с родителями должна быть основана на дифференцированном подходе: учитывать социальный статус, микроклимат семьи, степень заинтересованности родителей ДОУ, должна быть нацелена на повышение культуры и педагогической грамотности семьи.
Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. То есть помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Общение родителей с педагогами всегда было и остается актуальным вопросом.
Я наблюдала невысокую степень заинтересованности родителей в воспитательно-образовательном процессе. Дети не умели договариваться друг с другом, часто ссорились, конфликтовали, не пытались услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.
В связи с этим, есть необходимость объединить всех участников образовательного процесса для развития и воспитания детей.
Моей задачей было:
• Установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
• Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования нравственных и культурных ценностей у детей.
Я предположила, что процесс формирования нравственно-культурных ценностей дошкольников у детей будет проходить успешнее, если:
- внедрить в образовательный процесс метод проектной деятельности;
- включить родителей в партнерское взаимодействие с детским садом.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому в процессе формирования нравственных и культурных ценностей у детей родителям отводится очень важное, если не главное место, чтобы своим примером они могли донести значимость нравственных и культурных ценностей до своих детей, а я постараюсь им в этом помочь.
Формирование нравственных и культурных ценностей у детей посчитала наиболее целесообразным осуществлять через совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Мною были поставлены следующие задачи:
• Повысить собственную профессиональную компетентность в вопросах развития образования на современном этапе, современных принципов и подходов в педагогике, в освоении современных педагогических технологий работы с детьми, направленных на формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста.
• Создать условия для успешного формирования нравственных и культурных ценностей у детей.
• Обеспечить партнерское взаимодействие с семьёй, направленное на формирование нравственных и культурных ценностей у детей через совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Свою работу с детьми я строила в соответствии с содержанием основной образовательной программы частного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад № 131 ОАО «РЖД» в соответствие с ФГОС ДО и с учетом комплексной программы дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова) (дети от 3 до 7 лет). Моя работа была направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных, физических и психических особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; на создание условий личностного развития ребенка, развития его инициативы и творческих способностей; на подготовку детей к школьному обучению; на создание развивающей образовательной среды в группе.
Поставленные задачи реализовывала в совместной образовательной деятельности, в повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Использовала в своей работе разнообразные формы и методы, особенное значение уделяла использованию игрового метода, так как основным видом деятельности является игра.
Существует обширная литература, посвященная вопросам формирования нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста :
• В. С. Мухина отмечает, что в условиях правильного воспитания у детей дошкольного возраста развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Этот процесс требует постоянного внимания воспитателя.
• Р. С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения.
• С точки зрения С. А. Козловой, каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком, уже имеет довольно большой социально - нравственный опыт (культура, традиции, быт, моральные ценности). Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Необходимо хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен.
Для успешного формирования нравственных и культурных ценностей у детей я начала с того, что создала условия:
1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
5) организация педагогического пространства ДОУ.
Для того, чтобы обеспечить партнерское взаимодействие с семьёй, направленное на формирование нравственных и культурных ценностей у детей, мы начали совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми:
«Мы – дети железнодорожников», «Профессии моих родителей», «Выходной день с папой», «Мамины помощники», «Моя мама самая красивая», «Я могу, я умею, мне нравится», «Юный инспектор дорожного движения», «В поисках весны», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Чувствуем, познаем, творим», «Любимые игры моей бабушки», «Бабушкины сказки», «Приобщение детей к народным традициям», «Мы счастливы, потому что мы вместе», «От весёлых стартов – до олимпийских вершин», «Между добрыми людьми – все доброе».
Совместные семейные исследовательские проекты :
"Семейный альбом", «Мой прадедушка Сысоев С. И. на полях сражений», «Дети-герои», «Памятники героям ВОВ»,Образовательный проект «Вместе мы – сила!», «Вместе растим детей здоровыми!», Исследовательский проект «Цветы, что дети, уход любят»,«Наши игры в детском саду», «Осень золотая», «Огород на подоконнике», «Наш «Островок детства».
В ходе совместной со взрослыми проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Родители поддерживают его, в итоге семья проводит больше времени вместе. Проектная деятельность позволила детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах, проявить себя на научно-практических конференциях. Появилась возможность интегрировать сведения из разных областей знаний, применить их на практике, основываясь на полученном ранее опыте.
С целью выявления продуктивности и качества работы по формированию нравственных и культурных ценностей проводился мониторинг, в основу которого легли беседы, наблюдения, использования игровых ситуаций. Результаты показали, что в процессе реализации поставленных задач у воспитанников произошли изменения. В процессе формирования нравственности у детей появилось чувство собственного достоинства, гордости и угрызения совести — этот «внутренний судья», индикатор поступков и действий. Дети стали проявлять сопереживание, сочувствие и сострадание. Также изменение в поведении заметили родители. По их словам, дети стали более дружелюбными, заботливыми и ласковыми, переживают, если кого-то обидели, искренне, самостоятельно просят прощение.
Вывод: Данные показывают, что работа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста имеет положительную динамику. Дети стали более раскрепощенными и доброжелательными к сверстникам, стали говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом ребенке только хорошее, стараться сделать, что-нибудь приятное для товарища. Научились решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаться с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым. Научились прислушиваться и присматриваться к другим людям. Стали проявлять заботу и чувства причастности друг другу. При совместной деятельности дети стали объединяться, договариваться и согласовывать свои усилия.
Заключение
Совместная проектная деятельность со сверстниками и взрослыми помогла достичь значительных успехов в формировании нравственных и культурных ценностей у детей, в налаживании контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.
Анализ результатов деятельности, условий их получения показывает положительную тенденцию в формирования нравственных и культурных ценностей у детей на основе комплексного подхода, через различные формы деятельности.
Я проанализировала и оценила результаты своей профессиональной деятельности, условия их получения. Прихожу к выводу, что в целом, воспитательная работа имела положительную направленность, отвечала целям и задачам, названным ранее.
Список литературы
1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и другие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования", СПб:"Детство- пресс" 2014.
2. Дыбина О. В. Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2014.
3. Михайлова – Свирская Л. В. Работа с родителями. – М. : Просвещение, 2015.
4. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М. : Академия, 2010.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М. : Россия, 2011.
6. Буре Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – СПб., 2007.
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004
8. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.
9. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011.