Приложение МААМ

Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности

Петрова Ирина
Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми.

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, именно в это время закладываются черты его характера и начинается становление личности.

Публикация «Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности» размещена в разделах

Социальное развитие дошкольников направлено на освоение нравственных и культурных ценностей, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается формирование нравственных и культурных ценностей. Наш опыт показывает, что современные дети находятся в ситуации нравственного и культурного кризиса. Они не умеют общаться между собой, с взрослыми, наблюдается недостаточное общение родителей со своими детьми.

Поэтому, считаю, что формирование нравственных и культурных ценностей детей является одной из важнейших задач становления и формирования личности, а значит и социализации его в обществе.

В Концепции содержания непрерывного образования говорится, что в сфере «Социально-личностного развития» происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят… Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание.

В Национальной Доктрине образования в Российской Федерации говорится: "Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, воспитания трудолюбия и высоких нравственных принципов”.

В законе об образовании в Российской Федерации: Статья 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в которых говорится: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

В Конвенции «О правах ребёнка» (20.11.1989г.) в статье 29 п. 1 подчеркивается, что Государства – участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека, на воспитание уважения к родителям ребенка, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости.

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования :

1.4. Основные принципы дошкольного образования :

3). Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5). Сотрудничество Организации с семьей;

6). Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что работа с родителями должна быть основана на дифференцированном подходе: учитывать социальный статус, микроклимат семьи, степень заинтересованности родителей ДОУ, должна быть нацелена на повышение культуры и педагогической грамотности семьи.

Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. То есть помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Общение родителей с педагогами всегда было и остается актуальным вопросом.

Я наблюдала невысокую степень заинтересованности родителей в воспитательно-образовательном процессе. Дети не умели договариваться друг с другом, часто ссорились, конфликтовали, не пытались услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

В связи с этим, есть необходимость объединить всех участников образовательного процесса для развития и воспитания детей.

Моей задачей было:

• Установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника;

• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

• Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования нравственных и культурных ценностей у детей.

Я предположила, что процесс формирования нравственно-культурных ценностей дошкольников у детей будет проходить успешнее, если:

- внедрить в образовательный процесс метод проектной деятельности;

- включить родителей в партнерское взаимодействие с детским садом.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому в процессе формирования нравственных и культурных ценностей у детей родителям отводится очень важное, если не главное место, чтобы своим примером они могли донести значимость нравственных и культурных ценностей до своих детей, а я постараюсь им в этом помочь.

Формирование нравственных и культурных ценностей у детей посчитала наиболее целесообразным осуществлять через совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми.

Мною были поставлены следующие задачи:

• Повысить собственную профессиональную компетентность в вопросах развития образования на современном этапе, современных принципов и подходов в педагогике, в освоении современных педагогических технологий работы с детьми, направленных на формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста.

• Создать условия для успешного формирования нравственных и культурных ценностей у детей.

• Обеспечить партнерское взаимодействие с семьёй, направленное на формирование нравственных и культурных ценностей у детей через совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Свою работу с детьми я строила в соответствии с содержанием основной образовательной программы частного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад № 131 ОАО «РЖД» в соответствие с ФГОС ДО и с учетом комплексной программы дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова) (дети от 3 до 7 лет). Моя работа была направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных, физических и психических особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; на создание условий личностного развития ребенка, развития его инициативы и творческих способностей; на подготовку детей к школьному обучению; на создание развивающей образовательной среды в группе.

Поставленные задачи реализовывала в совместной образовательной деятельности, в повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Использовала в своей работе разнообразные формы и методы, особенное значение уделяла использованию игрового метода, так как основным видом деятельности является игра.

Существует обширная литература, посвященная вопросам формирования нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста :

• В. С. Мухина отмечает, что в условиях правильного воспитания у детей дошкольного возраста развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Этот процесс требует постоянного внимания воспитателя.

• Р. С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения.

• С точки зрения С. А. Козловой, каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком, уже имеет довольно большой социально - нравственный опыт (культура, традиции, быт, моральные ценности). Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Необходимо хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен.

Для успешного формирования нравственных и культурных ценностей у детей я начала с того, что создала условия:

1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

5) организация педагогического пространства ДОУ.

Для того, чтобы обеспечить партнерское взаимодействие с семьёй, направленное на формирование нравственных и культурных ценностей у детей, мы начали совместную проектную деятельность со сверстниками и взрослыми:

«Мы – дети железнодорожников», «Профессии моих родителей», «Выходной день с папой», «Мамины помощники», «Моя мама самая красивая», «Я могу, я умею, мне нравится», «Юный инспектор дорожного движения», «В поисках весны», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Чувствуем, познаем, творим», «Любимые игры моей бабушки», «Бабушкины сказки», «Приобщение детей к народным традициям», «Мы счастливы, потому что мы вместе», «От весёлых стартов – до олимпийских вершин», «Между добрыми людьми – все доброе».

Совместные семейные исследовательские проекты :

"Семейный альбом", «Мой прадедушка Сысоев С. И. на полях сражений», «Дети-герои», «Памятники героям ВОВ»,Образовательный проект «Вместе мы – сила!», «Вместе растим детей здоровыми, Исследовательский проект «Цветы, что дети, уход любят»,«Наши игры в детском саду», «Осень золотая», «Огород на подоконнике», «Наш «Островок детства».

В ходе совместной со взрослыми проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Родители поддерживают его, в итоге семья проводит больше времени вместе. Проектная деятельность позволила детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах, проявить себя на научно-практических конференциях. Появилась возможность интегрировать сведения из разных областей знаний, применить их на практике, основываясь на полученном ранее опыте.

С целью выявления продуктивности и качества работы по формированию нравственных и культурных ценностей проводился мониторинг, в основу которого легли беседы, наблюдения, использования игровых ситуаций. Результаты показали, что в процессе реализации поставленных задач у воспитанников произошли изменения. В процессе формирования нравственности у детей появилось чувство собственного достоинства, гордости и угрызения совести — этот «внутренний судья», индикатор поступков и действий. Дети стали проявлять сопереживание, сочувствие и сострадание. Также изменение в поведении заметили родители. По их словам, дети стали более дружелюбными, заботливыми и ласковыми, переживают, если кого-то обидели, искренне, самостоятельно просят прощение.

Вывод: Данные показывают, что работа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста имеет положительную динамику. Дети стали более раскрепощенными и доброжелательными к сверстникам, стали говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом ребенке только хорошее, стараться сделать, что-нибудь приятное для товарища. Научились решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаться с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым. Научились прислушиваться и присматриваться к другим людям. Стали проявлять заботу и чувства причастности друг другу. При совместной деятельности дети стали объединяться, договариваться и согласовывать свои усилия.

Заключение

Совместная проектная деятельность со сверстниками и взрослыми помогла достичь значительных успехов в формировании нравственных и культурных ценностей у детей, в налаживании контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.

Анализ результатов деятельности, условий их получения показывает положительную тенденцию в формирования нравственных и культурных ценностей у детей на основе комплексного подхода, через различные формы деятельности.

Я проанализировала и оценила результаты своей профессиональной деятельности, условия их получения. Прихожу к выводу, что в целом, воспитательная работа имела положительную направленность, отвечала целям и задачам, названным ранее.

Список литературы

1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и другие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования", СПб:"Детство- пресс" 2014.

2. Дыбина О. В. Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2014.

3. Михайлова – Свирская Л. В. Работа с родителями. – М. : Просвещение, 2015.

4. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М. : Академия, 2010.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М. : Россия, 2011.

6. Буре Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – СПб., 2007.

7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004

8. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.

9. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 11:37
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных и культурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Ирина (УИ 2278751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД