Светлана Лазебная
Формирование нравственных чувств и качеств с помощью малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно. Для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.
Л. Н. Толстой
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Публикация «Формирование нравственных чувств и качеств с помощью малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, пословицам, загадкам, я решила что они помогут мне приобщить детей к русской народной культуре, развить любовь к своему народу, стране, семье, заботливые и дружеские отношения между собой, умение различать добро и зло, давать оценку поступкам.
Работу по данной теме начала с изучения книг: Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду», В. Даль «Пословицы русского народа», Бударина Т. А. Маркеева О. А. методическое пособие «Знакомство детей с русским народным творчеством».
Работу проводила во время режимных моментов, развлечений, праздников, во время непосредственно образовательной деятельности. Знакомство детей с народным творчеством начинала в младших группах, с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю бай
Ты, собачка, лай
Белолоба не скули
Мою дочку не буди.
Я показывала, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю, тем самым вызывала у детей сострадание к дочке. Дети дружно просили ее: «Ты собачка, не лай, Белобока не скули». После таких коротких обыгрываний дети легко переносили песенки в повседневную жизнь.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек, затем рассказывала о персонаже потешки, и его особенностях. Я изготовила альбом потешек, который применяла в работе. Для того что бы дети лучше запоминали потешки, я использовала пальчиковый театр. Вместе с родителями мы изготовили персонажи к таким потешкам: «Кисонька – мурысонька», «Заинька, по сеничкам», «Гуси вы, гуси», «Топы тапотушки зайцы на опушке», «Шла лисичка на базар». В результате моей работы у детей сформировалась активная речь, они стали дружелюбными, доброжелательными со взрослыми и сверстниками.
Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно с любовью относились к своим куклам.
С детьми младшего возраста для педагогов ДОУ я провела непосредственно образовательную деятельность по темам: «Ходит по двору петух», «Как котик в гости ходил», целью которых было познакомить детей с прибаутками, песенками, с обычаем хождения в гости с гостинцами, воспитание дружелюбия. Дети взрослели и я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом, ставила задачи детям самим обыграть их. Например в потешке «Тень-тень потетень» ребята учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, передавать характер персонажей.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают огромное воздействие на нравственные чувства человека : поучения, заключение в них, легко воспринимаются и запоминаются Пословицу можно использовать в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напоминаю медлительному Андрею: «Семеро одного не ждут», или замечаю, что Арсений оделся не аккуратно, говорю: «Поспешишь людей насмешишь». Бывает так, что кто-то отказывается от работы и шутливая прибаутка, пословица точно выразит огорчение взрослого, поставит ребёнка перед выбором формы поведения, например: «У лодыря Егорки всегда отговорки». И если ребё нок хочет поучаствовать в работе я его подбадриваю радостной улыбкой: «Кто труда не боится того лень сторонится». Некоторые дети излишне робки, их надо поддержать, ласково произношу пословицу: «Дело мастера боится». Для заучивания пословиц и поговорок в старших группах я изготовила мнемотаблицы. С помощью них заучивание пословиц превращается в игру, которая очень нравится детям. Использование этих схем дало хорошие результаты. Дети знали много пословиц и использовали их в повседневной жизни. Ребята подбадривали друг друга: «Терпение и труд всё перетрут», «Дело мастера боится», «Глаза бояться руки делают», «Друзья познаются в беде», «Старый друг лучше новых двух».Саша торопится делает работу не аккуратно, Даша замечает «Поспешишь людей насмешишь».Никита и Лера катают на карусели Андрея и Алину, карусель останавливается, ребята меняются местами, а Андрей хочет уйти, Лера справедливо замечает «Любишь кататься люби и саночки возить»
Работая с детьми старшего возраста провела непосредственно образовательную деятельность «Семейные обычаи на Руси». Через потешки, колыбельные песенки, пословицы, народные игры воспитывала уважение и интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, чувство эмпатии. При подготовке к занятию я изготовила альбом «Пословицы и поговорки древней Руси.» Дети по картинке легко запоминали пословицы.
Изучая пословицы о дружбе, семье и труде, мы с ребятами решили создать плакат пословиц и поговорок. Дети оказались активными помощниками, они дома с родителями отыскивали пословицы, запоминали их и рисовали. В детском саду мы вмести рассматривали, объясняли их смысл, учились понимать в каких ситуациях можно применять ту или иную пословицу. Таким образом, у нас появился иллюстрированный плакат с пословицами и поговорками. Все дети по рисунку могли назвать пословицы. Например «Что написано пером то не вырубишь топором», «Яблоко от яблони не далеко падает», «Назвался груздем полезай в кузовок», «У страха глаза велики».
Постепенно у детей сформировалось понятие о пословицах и поговорках. С их помощью дети умели охарактеризовать поведение, поступки, действия. Могли оценить эмоциональное состояние, поощрение, восхищение, удивление, недовольство своих товарищей.
В старших группах дети могли уже самостоятельно организовать конкурс-соревнование «Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую – либо тему». Даша начинает: «Человек без друзей, что дерево без корней». Саша тут же вспоминает еще одну пословицу о дружбе: «Дружба и братство дороже богатства», «Поделись не подерись», «Помогай другу везде не оставляй и беде».
Полезные упражнения для ума - это загадки. Учитывая возрастные способности детей, я загадывала загадки разной тематики и разные по содержанию. Изготовила альбомы загадок.
Дети учились загадывать и отгадывать загадки, становились более наблюдательными, эмоционально отзывчивыми на различные явления природы и окружающую действительность. Для и их разучивания я так же использовала мнемотаблицы. Это схемы. Их суть заключается в следующем на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом загадка зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти используя графическое изображение загадывает загадку. Для начала я предлагала детям готовую схему, а затем дети активно включались в процесс создания своей схемы.
Я предложила детям подготовительной группы подготовить развлечение для малышей. Ребята с радостью взялись за дело. Мы провели развлечение для младших групп: «Дочка моя-куколка», «Заинька». Я старалась так организовать развлечение, чтобы малыши были не только зрителями, но и сами принимали участие в действии. Мои воспитанники проявляли заботу о малышах, водили вместе хоровод для куклы Кати (у нее был день рождения, играли с зайчиком в игру.
Так же дети, надев русские народные костюмы, участвовали в инсценировках, проходящих в музыкальном зале: Колядки, Масленица, Сороки.
Организуя развлечения, я ставила перед собой задачу не только повеселить ребят, расширить знания о русских традициях, но и привить заботливое отношение к малышам.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий завела папку Учите вместе с нами. В нее записывала потешки, загадки, пословицы, поговорки и родители дома могли повторять их с детьми. В уголок для родителей помещала консультации по темам: «Пословица не мимо молвится», «Фольклор для маленьких детей», «Русские национальные традиции в воспитании детей», «Загадка гимнастика для ума».
Проводимая мной работа позволила мне убедиться в том, что приобщение детей к русской культуре, оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства ребят, развивает любовь к своему народу, к его обычаям, к родной стране.