наталья мамина
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей занимают важное место. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить.
Важно, чтобы труд вошел в жизнь ребенка естественно, постепенно, с самого раннего возраста и способствовал всестороннему развитию малыша. Ведь, как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления - обычное состояние.
Публикация «Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников» размещена в разделах
Эстетически организованная среда – так же важное условие для осуществления трудового воспитания детей. Поэтому большое внимание уделяется подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (учитывается соответствует размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность).
Большое значение имеет самостоятельность в освоении трудовых умений. Задача педагога при этом – помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать желания и потребности ребенка в получении определенных трудовых умений (доступных возрасту ребенка).
Труд – средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою деятельность.
Труд детей стараемся организовать так, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умел преодолевать отдельные неудачи, мог добиваться общего результата, научился ценить свой труд и труд других людей. При организации труда необходимо:
- учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка;
- воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
- формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая посильную помощь взрослым;
- воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда;
- работу по трудовому воспитанию осуществлять в тесном контакте с семьей.
Старшие дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать большое моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом.
В руководстве трудом детей необходим индивидуальный подход. Ребенка, который еще слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях.
Важно привлекать детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Необходимо беседовать с детьми о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения выражать общее мнение.
Дети должны получать в труде реальную физическую нагрузку. Это поможет им понять, что всякий труд требует определенного напряжения, способствует формированию у детей привычку к трудовому усилию. Но в то же время необходимо помнить о том, что труд должен быть посильным для ребенка. Перегрузка, перенапряжение вызывают отрицательное отношение к труду.
Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к делу, когда выполненная им работа переделывается взрослыми в его присутствии. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если он и хвалит за работу, то проявляет лицемерие.
С детьми старшей группы выращиваем овощи на зимнем «огороде на окне». В декабре каждый ребенок высеивает семена комнатных томатов и огурцов в специальные стаканчиками. Затем мы с детьми пересаживаем растения в горшки и устанавливаем дежурство по уходу за ними. Дежурные поливают их, рыхлят землю, ведут замеры роста растений по линейке и отмечают изменения в дневнике наблюдений, делают зарисовки.
Каждый ребенок наблюдает, как постепенно из проросшего семечка появляется росток, семядольные листочки, основные листья. При этом ребенок не только трудится и развивает наблюдательность, но и получает знания о том, как надо выращивать растения, как по-разному его плоды можно употреблять в пищу, какими они богаты витаминами, а главное – у ребенка формируется долгое, бережное чувство к своему труду и труду сверстников и взрослых. Ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребят настоящий праздник и награда за их терпение и труд.
Мы уверены, что воспитанники, прошедшие школу «юных натуралистов», смогут самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа и не нарушать гармонию красоты.