Елена Григорьева
Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать
Формирование нравственно-патриотических качеств личности у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
1. Слайд. Обобщение опыта работы музыкального руководителя Григорьевой Елены Анатольевны.
Тема «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»
2. Слайд. Актуальность.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей
В дошкольный период происходит формирование духовно- нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Огромную роль в становлении личности ребёнка играет воспитание таких качеств личности, как любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, приобщение к культурному наследию своего народа.
3. Слайд. «Музыкально-театрализованная деятельность»
Музыкально-театрализованная деятельность –это одна из самых эффективных форм музыкального воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию, формированию творческой личности ребёнка.
Всем нам известно, что в дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребёнка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника. А театрализованная игра – одна из самых демократичных и доступных для детей видов деятельности. Она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, формированием опыта социальных навыков поведения.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Я, как музыкальный руководитель, в своей работе давно использую музыкально-театрализованную деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – это организованный педагогический процесс, который определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства.
Музыкально-театрализованная деятельность –это одна из самых эффективных форм музыкального воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию, формированию творческой личности ребёнка.
4. Слайд: Цель и Задачи.
Цель: Формирование у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств через музыкально-театрализованную деятельность
Задачи:
1. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к культуре и природе родного края, истории своей страны и народа, формировать патриотическое чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к своим родным и близким людям.
2. Развивать нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительности, доброты, отзывчивости, вежливости и т. д.)
3. Развивать у детей художественный вкус, музыкально-творческие способности через различные виды детской музыкальной и театрализованной деятельности.
4. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрализовано-игровой деятельности
5. Поддерживать желание детей участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
5. Слайд. Развивающая среда.
В нравственно-патриотическом воспитании важным является организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть максимально обеспеченной разнообразными муз-дидактическими материалами:
-Музыкально-театрализованные зоны (различные виды кукольного театра, ширмы, фланелеграф, костюмы, маски, атрибуты, музыкальные инструменты;
-Фонотека музыкальных и литературных произведений; музыкально-шумовое оформление;
-Наглядный материал (иллюстрации театра, спектаклей, музыкального оркестра и т. п.) -Методическая и детская литература о музыке и театре ; -Информационная отчётность (фотоматериал о муз-театрализованной деятельности)
6. Слайд. Основные формы работы.
Для решения поставленных задач использую различные формы и методы работы. Основной формой работы для себя я выбрала:
-Непосредственно-образовательную деятельность (музыкальные занятия);
- Кружок танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе»;
- Музыкально-театрализованные игры (игры-драматизации, игры-сценки, игры-спектакли);
-Праздники и развлечения, музыкально-театрализованные представления;
-Концертная деятельность. Участие детей в фестивалях и конкурсах.
7. Слайд. Непосредственно-образовательная деятельность (НОД). Музыкальные занятия.
Музыкально-образовательная деятельность создаёт условия для обогащения духовного мира ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности :
- Слушание и восприятие музыкальных произведений;
- Пение;
- Музыкально-ритмические движения;
- Игра на детских музыкальных инструментах :
- Танцевально-игровое и песенное творчество.
Театрализованная деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности, с которыми дети встречаются на музыкальных занятиях, и поэтому необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе для меня стала очевидна.
При подготовке занятия очень важно грамотно отобрать
музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.
1. Слушание и восприятие музыкальных произведений.
-Невозможно переоценить роль классической музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Русская классическая музыка – это богатейшая сокровищница, достояние России.
Использую классическую музыку не только для слушания на музыкальных занятиях, но и для оформления театрализованных постановок, в танцевальных композициях, для представления сказочных героев.
2. Пение.
- Понятным и ценным материалом в нравственно-патриотическом воспитании детей являются военные песни, песни о Родине, матери, родном доме, природе. Большое внимание заслуживает творчество наших современных детских композиторов.
Песни, посвящённые теме патриотизма, пробуждают у дошкольника сильные впечатления, чувства, понимание сопричастности к истории свое народа, своей страны
3. Музыкально-ритмические движения.
- Важную роль в нравственно- патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, хороводы, театрализация игровых песен, которые так же включаю в сюжет театрализованных постановок.
4. Игра на детских музыкальных инструментах –очень любимый вид детской музыкальной деятельности.
Оркестровая деятельность направлена на сохранение и
приумножение русской национальной культуры, народных традиций.
5. Танцевально-игровое и песенное творчество учит детей самостоятельно создавать игровые образы, с помощью движений, мимики, интонаций, жестов инсценировать хорошо знакомые сказки.
8. Слайд. «Народный фольклор».
Народная музыка формирует у детей любовь к Родине, уважение к её истории и традициям. Приобщая детей к муз наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключается в народной музыке. Народная музыка формирует у детей любовь к Родине, уважение к её истории и традициям. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.
С музыкальным фольклором знакомлю детей на занятиях, использую в театрализованной деятельности исполнение русских народные песен, танцев, игр, хороводов, игру на народных инструментах.
Также использую аудио и видио-записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.
Знакомим детей с русскими народные костюмы, атрибутами народного быта (колодец, коромысел, народные промыслы,
9. Слайд. Кружок танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе».
Использование технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ» в образовательной деятельности с детьми помимо общего оздоровительного эффекта, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает нравственно-патриотические чувства.
Дополнительной технологией в музыкально-ритмическом развитии детей является программы «Са-фи-дансе» и «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку они направлены на развитие художественно-творческих основ личности и воспитание нравственных чувств. Программы предполагают богатый выбор танцевальных и ритмических композиций в сопровождении высокохудожественных музыкальных произведений.
Включаю в сюжет театрализованных постановок различные танцевальные композиции, упражнения с атрибутами.
Танцевальные композиции: «Тучи в голубом», «Синий платочек», «Закаты алые», «Красные маки», «Яблочко», «Морячка и моряк», «Мама- самое главное слово на свете»
Упражнения с различными атрибутами (султанчиками, цветами, флажками) : «Я, ты, он, она – вместе целая страна!», «Россия, вперёд!», «Служить Отчизне», «Цветы для мамы»
10. Слайд. Театрализованные игры-драматизации.
Тематика и содержание театрализованных
игр имеют нравственную направленность, которая всегда
заключена в каждой сказке, литературном произведении и конечно
находит место в театрализованных постановках.
Театрализованные игры-драматизации открывают большие перспективы в нравственном развитии детей.
В театрализованных постановках у детей формируется умение соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами, зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям.
11. Слайд. Музыкальные сказки.
Музыкальные сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей труда и фантазии, а от взрослых – выдумки и изобретательности.
Богатый материал для нравственного воспитания детей представляют музыкальные сказки. Постановка сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей труда и фантазии, а от взрослых – выдумки и изобретательности.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Дети с большим удовольствием участвуют в постановке музыкальных спектаклей, сказок.
В нашей театральной коллекции такие сказки, как:
«Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Сказка о царе Берендее», «Муха-цокотуха»
12. Слайд. Конкурс театральных постановок «Да здравствует театр!»
Традицией стало проведение в нашем д. саду творческого конкурса театральных постановок «Да здравствует, театр!»
Цель конкурса – приобщение детей к отечественной театральной культуре, музыке как культурному наследию России, повышение педагогического мастерства и творчества специалистов ДОУ
Были представлены следующие инсценировки:
-Сказка «Сорока-Белобока» - средняя группа «Лучики»
-Сценка «Добрый ёжик» - средняя группа «Звёздочки»
-Сказка «Стрекоза и муравей» - старшая группа «Капитошки»
-Сказка «Непослушный котёнок» - подготовительная группа «Радуга»
-Сценка «Осенняя история» - подготовительная группа «Смешарики»
13. Слайд. Концертная деятельность. Городские и районные конкурсы.
Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявлять творческие способности.
Регулярно проводятся выступления детей перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях.
Ежегодно наши воспитанники принимают активное участие во всероссийских, муниципальных, региональных конкурсах, и неоднократно становились призерами и лауреатами.
14. Слайд. Взаимодействие с социумом.
Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дш образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, что даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка. Наше дошкольное учреждение активно сотрудничает с культурно-общественными организациями:
-Центральная Детская библиотека;
-Кстовский историко-краеведческий музей - центр народной культуры Берегиня.
-Кстовский театр кукол и театральные студии Нижнего Новгорода.
-В рамках сотрудничества с Детской музыкальной школой и Кстовским центром народной культуры «Берегиня» организовываем экскурсии, выступления, мастер-классы.
-Наше ДОУ осуществляет тесное сотрудничество с Военно-строительным училищем, Пожарно-спасательной частью №54, проводит экскурсии, участвует в проводимых мероприятиях.
Недавно наши ребята подготовительной группы «Капитошки» вот уже второй раз приняли участие в Районном конкурсе по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» с театральными постановками: «Приезжайте в теремок, потушите огонёк», «Пожарный- профессия, достойная наград». Обе постановки заняли первые призовые места.
15. Слайд. Педагоги.
Организация театрализованной деятельности предусматривает тесное сотрудничество музыкального руководителя со всеми специалистами ДОУ.
У нас в детском саду сложился работоспособный, творческий коллектив, и я всегда чувствую поддержку со стороны педагогов и сотрудников ДОУ. Педагоги ведут активную деятельность и помощь при подготовке к праздникам и развлечениям: закрепляют тексты песен, разучивают роли, закрепляют знания, полученные на музыкальных занятиях. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, в подготовке которых принимает участие весь педагогический состав
Детям очень интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям яркий и незабываемый мир волшебных превращений.
16. Слайд. Наши праздники.
Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников. Сюда входят песни, танцы, игра на музыкальных инструментах, художественное слово, театрализация, игры. Почти в каждое праздничное мероприятие я включаю театрализованную деятельность, разыгрывание небольших сценок, выход сказочных и литературных героев
17. Слайд. Народные и Фольклорные праздники.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания дошкольников.
Весело и шумно в нашем детском саду проходят народные фольклорные праздники, где взрослые герои вовлекают детей в игровой сюжет, разыгрывают вместе с детьми тематический сценки.
Используем музыкально-театрализованную деятельность на народных детских праздниках : Широкая Масленица, Рождественские Колядки, Осенняя Ярмарка.
18. Слайд. Государственные праздники.
Патриотическое воспитание дошкольников, являясь одним из ключевых направлений образования, реализуется, в том числе и через знакомство детей с государственными праздниками.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет проведение государственных праздников. Многие из них проходят в форме музыкального спектакля, где все виды деятельности взаимосвязаны между собой и связаны общим тематическим единством.
Традиционным стал праздник «Колесо истории» в подготовительной группе на День защитника Отечества. Его сюжет включает все исторические этапы развития Российской Армии и проходит в форме театрализованного представления с тематическими играми, песнями, танцевальными композициями в исполнении взрослых и детей.
Традиционными стали праздники:
День защитника Отечества «Колесо истории»
День народного единства «Горжусь тобой, моя Россия»
День независимости России «Мы – россияне»
День Победы «Мы о войне стихами говорим»
19. Слайд. Международные праздники.
«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери». Забота о материнстве и детстве – приоритетное направление социальной политики в Российской Федерации.
Забота о материнстве и детстве – приоритетное направление социальной политики в Российской Федерации.
Праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей, Международному женскому дню, Дню матери, позволяют детям почувствовать любовь, нежность и заботу со стороны взрослых, закладывают фундамент для полноценного взаимодействия с обществом.
20. Слайд. Взаимодействие с родителями.
Вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьё й и успешно решаем поставленные педагогические задачи: воспитывать патриотов своей Родины, развивать художественно-эстетический вкус и творческие способности.
Работа по формированию нравственно-патриотических качеств личности более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.
В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей и мероприятий с участием детей, сотрудников и родителей.
Особенно хочется отметить такие семейные праздники, как «День 8 марта» и «День Матери». Творческими группами родителей были поставлены:
-Сказка «Как цыпленок маму искал» - младшая группа «Смешарики»;
-Сказка «Гуси-лебеди» - подготовительная группа «Капитошки»
-Мини-сценка «Поиграйте с ребёнком» -подготовительная группа «Капитошки»
21. Слайд. Минута славы
Хочется отметить наш традиционный Конкурс талантливых семей «Минута славы», в номинациях которого –театрализованная постановка, инсценировка песни, танцевальная композиция.
В выступлениях участников номера о маме, дружбе, родной природе, великой победе.
Конкурс способствует проявлению талантов детей и родителей, раскрытию творческих способностей в семьях воспитанников, приобщению детей к совместному творчеству с родителями.
22. Слайд. Конкурс чтецов.
Уже традицией стало третий год подряд на базе нашего ДОУ проведение районного конкурса ко Дню Победы «Мы о войне стихами говорим» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города и района. Участникам выпала непростая задача: выразительно представить литературное произведение или музыкально-поэтическую композицию, показать значимость поэтического слова, пробудить чувство гордости за свой народ и свою Родину.
В этом году конкурс чтецов расширил свои границы и возможности: впервые в конкурсе приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений Кстовского муниципального округа. Их литературные композиции не оставили равнодушными никого из присутствующих.
Так же в этом году было принято решение включить в положение о конкурсе номинацию «Стажёр» в рамках проекта «Я – педагог» среди учащихся общеобразовательных школ города.
Вот уже второй год подряд творческая группа педагогов нашего ДОУ представляет музыкально-литературные композиции «Жди меня» и «Женщина на войне», наполненные глубоким патриотическим смыслом и нравственным содержанием.
Мероприятия, подобные такому конкурсу, помогают нам совершенствоваться, делать шаг вперёд в своём развитии, в своём отношении к людям, событиям, временам.
23. Слайд. Вывод.
Анализируя свою работу, можно сделать вывод, что музыкально-театрализованная деятельность является эффективным средством нравственно- патриотического воспитания. Участие детей в мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств, любви к Родине развивает в детях чувство гордости за нашу державу, за свой народ, за свою семью, чувство уважения к истории России,
У дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
Я, как музыкальный руководитель, стараюсь сделать жизнь своих воспитанников и их родителей в детском саду содержательной и интересной, чтобы музыка стала для них частью их души, а моя работа проходила красной нитью в их нравственно-патриотическом воспитании.