МААМ-картинки

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Елена Григорьева
Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать

Формирование нравственно-патриотических качеств личности у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

1. Слайд. Обобщение опыта работы музыкального руководителя Григорьевой Елены Анатольевны.

Тема «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»

2. Слайд. Актуальность.

Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей

В дошкольный период происходит формирование духовно- нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Огромную роль в становлении личности ребёнка играет воспитание таких качеств личности, как любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, приобщение к культурному наследию своего народа.

3. Слайд. «Музыкально-театрализованная деятельность»

Музыкально-театрализованная деятельность –это одна из самых эффективных форм музыкального воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию, формированию творческой личности ребёнка.

Всем нам известно, что в дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребёнка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника. А театрализованная игра – одна из самых демократичных и доступных для детей видов деятельности. Она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, формированием опыта социальных навыков поведения.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Я, как музыкальный руководитель, в своей работе давно использую музыкально-театрализованную деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – это организованный педагогический процесс, который определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства.

Музыкально-театрализованная деятельность –это одна из самых эффективных форм музыкального воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию, формированию творческой личности ребёнка.

4. Слайд: Цель и Задачи.

Цель: Формирование у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств через музыкально-театрализованную деятельность

Задачи:

1. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к культуре и природе родного края, истории своей страны и народа, формировать патриотическое чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к своим родным и близким людям.

2. Развивать нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительности, доброты, отзывчивости, вежливости и т. д.)

3. Развивать у детей художественный вкус, музыкально-творческие способности через различные виды детской музыкальной и театрализованной деятельности.

4. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрализовано-игровой деятельности

5. Поддерживать желание детей участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.

5. Слайд. Развивающая среда.

В нравственно-патриотическом воспитании важным является организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть максимально обеспеченной разнообразными муз-дидактическими материалами:

-Музыкально-театрализованные зоны (различные виды кукольного театра, ширмы, фланелеграф, костюмы, маски, атрибуты, музыкальные инструменты;

-Фонотека музыкальных и литературных произведений; музыкально-шумовое оформление;

-Наглядный материал (иллюстрации театра, спектаклей, музыкального оркестра и т. п.) -Методическая и детская литература о музыке и театре ; -Информационная отчётность (фотоматериал о муз-театрализованной деятельности)

6. Слайд. Основные формы работы.

Для решения поставленных задач использую различные формы и методы работы. Основной формой работы для себя я выбрала:

-Непосредственно-образовательную деятельность (музыкальные занятия);

- Кружок танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе»;

- Музыкально-театрализованные игры (игры-драматизации, игры-сценки, игры-спектакли);

-Праздники и развлечения, музыкально-театрализованные представления;

-Концертная деятельность. Участие детей в фестивалях и конкурсах.

7. Слайд. Непосредственно-образовательная деятельность (НОД). Музыкальные занятия.

Музыкально-образовательная деятельность создаёт условия для обогащения духовного мира ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности :

- Слушание и восприятие музыкальных произведений;

- Пение;

- Музыкально-ритмические движения;

- Игра на детских музыкальных инструментах :

- Танцевально-игровое и песенное творчество.

Театрализованная деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности, с которыми дети встречаются на музыкальных занятиях, и поэтому необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе для меня стала очевидна.

При подготовке занятия очень важно грамотно отобрать

музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

1. Слушание и восприятие музыкальных произведений.

-Невозможно переоценить роль классической музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Русская классическая музыка – это богатейшая сокровищница, достояние России.

Использую классическую музыку не только для слушания на музыкальных занятиях, но и для оформления театрализованных постановок, в танцевальных композициях, для представления сказочных героев.

2. Пение.

- Понятным и ценным материалом в нравственно-патриотическом воспитании детей являются военные песни, песни о Родине, матери, родном доме, природе. Большое внимание заслуживает творчество наших современных детских композиторов.

Песни, посвящённые теме патриотизма, пробуждают у дошкольника сильные впечатления, чувства, понимание сопричастности к истории свое народа, своей страны

3. Музыкально-ритмические движения.

- Важную роль в нравственно- патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, хороводы, театрализация игровых песен, которые так же включаю в сюжет театрализованных постановок.

4. Игра на детских музыкальных инструментах –очень любимый вид детской музыкальной деятельности.

Оркестровая деятельность направлена на сохранение и

приумножение русской национальной культуры, народных традиций.

5. Танцевально-игровое и песенное творчество учит детей самостоятельно создавать игровые образы, с помощью движений, мимики, интонаций, жестов инсценировать хорошо знакомые сказки.

8. Слайд. «Народный фольклор».

Народная музыка формирует у детей любовь к Родине, уважение к её истории и традициям. Приобщая детей к муз наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключается в народной музыке. Народная музыка формирует у детей любовь к Родине, уважение к её истории и традициям. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.

С музыкальным фольклором знакомлю детей на занятиях, использую в театрализованной деятельности исполнение русских народные песен, танцев, игр, хороводов, игру на народных инструментах.

Также использую аудио и видио-записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.

Знакомим детей с русскими народные костюмы, атрибутами народного быта (колодец, коромысел, народные промыслы,

9. Слайд. Кружок танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе».

Использование технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ» в образовательной деятельности с детьми помимо общего оздоровительного эффекта, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает нравственно-патриотические чувства.

Дополнительной технологией в музыкально-ритмическом развитии детей является программы «Са-фи-дансе» и «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку они направлены на развитие художественно-творческих основ личности и воспитание нравственных чувств. Программы предполагают богатый выбор танцевальных и ритмических композиций в сопровождении высокохудожественных музыкальных произведений.

Включаю в сюжет театрализованных постановок различные танцевальные композиции, упражнения с атрибутами.

Танцевальные композиции: «Тучи в голубом», «Синий платочек», «Закаты алые», «Красные маки», «Яблочко», «Морячка и моряк», «Мама- самое главное слово на свете»

Упражнения с различными атрибутами (султанчиками, цветами, флажками) : «Я, ты, он, она – вместе целая страна!», «Россия, вперёд!», «Служить Отчизне», «Цветы для мамы»

10. Слайд. Театрализованные игры-драматизации.

Тематика и содержание театрализованных

игр имеют нравственную направленность, которая всегда

заключена в каждой сказке, литературном произведении и конечно

находит место в театрализованных постановках.

Театрализованные игры-драматизации открывают большие перспективы в нравственном развитии детей.

В театрализованных постановках у детей формируется умение соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами, зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям.

11. Слайд. Музыкальные сказки.

Музыкальные сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей труда и фантазии, а от взрослых – выдумки и изобретательности.

Богатый материал для нравственного воспитания детей представляют музыкальные сказки. Постановка сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей труда и фантазии, а от взрослых – выдумки и изобретательности.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Дети с большим удовольствием участвуют в постановке музыкальных спектаклей, сказок.

В нашей театральной коллекции такие сказки, как:

«Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Сказка о царе Берендее», «Муха-цокотуха»

12. Слайд. Конкурс театральных постановок «Да здравствует театр!»

Традицией стало проведение в нашем д. саду творческого конкурса театральных постановок «Да здравствует, театр!»

Цель конкурса – приобщение детей к отечественной театральной культуре, музыке как культурному наследию России, повышение педагогического мастерства и творчества специалистов ДОУ

Были представлены следующие инсценировки:

-Сказка «Сорока-Белобока» - средняя группа «Лучики»

-Сценка «Добрый ёжик» - средняя группа «Звёздочки»

-Сказка «Стрекоза и муравей» - старшая группа «Капитошки»

-Сказка «Непослушный котёнок» - подготовительная группа «Радуга»

-Сценка «Осенняя история» - подготовительная группа «Смешарики»

13. Слайд. Концертная деятельность. Городские и районные конкурсы.

Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявлять творческие способности.

Регулярно проводятся выступления детей перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях.

Ежегодно наши воспитанники принимают активное участие во всероссийских, муниципальных, региональных конкурсах, и неоднократно становились призерами и лауреатами.

14. Слайд. Взаимодействие с социумом.

Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дш образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, что даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка. Наше дошкольное учреждение активно сотрудничает с культурно-общественными организациями:

-Центральная Детская библиотека;

-Кстовский историко-краеведческий музей - центр народной культуры Берегиня.

-Кстовский театр кукол и театральные студии Нижнего Новгорода.

-В рамках сотрудничества с Детской музыкальной школой и Кстовским центром народной культуры «Берегиня» организовываем экскурсии, выступления, мастер-классы.

-Наше ДОУ осуществляет тесное сотрудничество с Военно-строительным училищем, Пожарно-спасательной частью №54, проводит экскурсии, участвует в проводимых мероприятиях.

Недавно наши ребята подготовительной группы «Капитошки» вот уже второй раз приняли участие в Районном конкурсе по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» с театральными постановками: «Приезжайте в теремок, потушите огонёк», «Пожарный- профессия, достойная наград». Обе постановки заняли первые призовые места.

15. Слайд. Педагоги.

Организация театрализованной деятельности предусматривает тесное сотрудничество музыкального руководителя со всеми специалистами ДОУ.

У нас в детском саду сложился работоспособный, творческий коллектив, и я всегда чувствую поддержку со стороны педагогов и сотрудников ДОУ. Педагоги ведут активную деятельность и помощь при подготовке к праздникам и развлечениям: закрепляют тексты песен, разучивают роли, закрепляют знания, полученные на музыкальных занятиях. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, в подготовке которых принимает участие весь педагогический состав

Детям очень интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям яркий и незабываемый мир волшебных превращений.

16. Слайд. Наши праздники.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников. Сюда входят песни, танцы, игра на музыкальных инструментах, художественное слово, театрализация, игры. Почти в каждое праздничное мероприятие я включаю театрализованную деятельность, разыгрывание небольших сценок, выход сказочных и литературных героев

17. Слайд. Народные и Фольклорные праздники.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания дошкольников.

Весело и шумно в нашем детском саду проходят народные фольклорные праздники, где взрослые герои вовлекают детей в игровой сюжет, разыгрывают вместе с детьми тематический сценки.

Используем музыкально-театрализованную деятельность на народных детских праздниках : Широкая Масленица, Рождественские Колядки, Осенняя Ярмарка.

18. Слайд. Государственные праздники.

Патриотическое воспитание дошкольников, являясь одним из ключевых направлений образования, реализуется, в том числе и через знакомство детей с государственными праздниками.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет проведение государственных праздников. Многие из них проходят в форме музыкального спектакля, где все виды деятельности взаимосвязаны между собой и связаны общим тематическим единством.

Традиционным стал праздник «Колесо истории» в подготовительной группе на День защитника Отечества. Его сюжет включает все исторические этапы развития Российской Армии и проходит в форме театрализованного представления с тематическими играми, песнями, танцевальными композициями в исполнении взрослых и детей.

Традиционными стали праздники:

День защитника Отечества «Колесо истории»

День народного единства «Горжусь тобой, моя Россия»

День независимости России «Мы – россияне»

День Победы «Мы о войне стихами говорим»

19. Слайд. Международные праздники.

«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери». Забота о материнстве и детстве – приоритетное направление социальной политики в Российской Федерации.

Забота о материнстве и детстве – приоритетное направление социальной политики в Российской Федерации.

Праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей, Международному женскому дню, Дню матери, позволяют детям почувствовать любовь, нежность и заботу со стороны взрослых, закладывают фундамент для полноценного взаимодействия с обществом.

20. Слайд. Взаимодействие с родителями.

Вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьё й и успешно решаем поставленные педагогические задачи: воспитывать патриотов своей Родины, развивать художественно-эстетический вкус и творческие способности.

Работа по формированию нравственно-патриотических качеств личности более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей и мероприятий с участием детей, сотрудников и родителей.

Особенно хочется отметить такие семейные праздники, как «День 8 марта» и «День Матери». Творческими группами родителей были поставлены:

-Сказка «Как цыпленок маму искал» - младшая группа «Смешарики»;

-Сказка «Гуси-лебеди» - подготовительная группа «Капитошки»

-Мини-сценка «Поиграйте с ребёнком» -подготовительная группа «Капитошки»

21. Слайд. Минута славы

Хочется отметить наш традиционный Конкурс талантливых семей «Минута славы», в номинациях которого –театрализованная постановка, инсценировка песни, танцевальная композиция.

В выступлениях участников номера о маме, дружбе, родной природе, великой победе.

Конкурс способствует проявлению талантов детей и родителей, раскрытию творческих способностей в семьях воспитанников, приобщению детей к совместному творчеству с родителями.

22. Слайд. Конкурс чтецов.

Уже традицией стало третий год подряд на базе нашего ДОУ проведение районного конкурса ко Дню Победы «Мы о войне стихами говорим» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города и района. Участникам выпала непростая задача: выразительно представить литературное произведение или музыкально-поэтическую композицию, показать значимость поэтического слова, пробудить чувство гордости за свой народ и свою Родину.

В этом году конкурс чтецов расширил свои границы и возможности: впервые в конкурсе приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений Кстовского муниципального округа. Их литературные композиции не оставили равнодушными никого из присутствующих.

Так же в этом году было принято решение включить в положение о конкурсе номинацию «Стажёр» в рамках проекта «Я – педагог» среди учащихся общеобразовательных школ города.

Вот уже второй год подряд творческая группа педагогов нашего ДОУ представляет музыкально-литературные композиции «Жди меня» и «Женщина на войне», наполненные глубоким патриотическим смыслом и нравственным содержанием.

Мероприятия, подобные такому конкурсу, помогают нам совершенствоваться, делать шаг вперёд в своём развитии, в своём отношении к людям, событиям, временам.

23. Слайд. Вывод.

Анализируя свою работу, можно сделать вывод, что музыкально-театрализованная деятельность является эффективным средством нравственно- патриотического воспитания. Участие детей в мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств, любви к Родине развивает в детях чувство гордости за нашу державу, за свой народ, за свою семью, чувство уважения к истории России,

У дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь сделать жизнь своих воспитанников и их родителей в детском саду содержательной и интересной, чтобы музыка стала для них частью их души, а моя работа проходила красной нитью в их нравственно-патриотическом воспитании.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 12:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД