Анастасия Бабаева
Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения
▼ Скачать
Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения.
Методические рекомендации для педагогов и родителей.
Систематическому формированию навыков самообслуживания у детей должно уделяться внимание с раннего дошкольного возраста. К сожалению, в настоящий момент среди слепых и слабовидящих, окончивших даже специальную школу, имеется немалое количество людей, недостаточно владеющих навыками самообслуживания, умением вести домашнее хозяйство.
Публикация «Формирование навыков самообслуживание и ведение домашнего хозяйства у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важно в семьях инвалидов по зрению уделить внимание удобной расстановки мебели, без загромождений, исключить разбросанность вещей.
Формируя навыки ухода за жильем, очень важно объяснить учащимся, в каких именно местах сильно пачкаются предметы (двери, особенно около ручек, ванна, раковины, унитаз) и с помощью каких приспособлений и средств их можно отмыть и вычистить. В школе достаточно научить отмывать захватанные дверные ручки, стены, подоконнике, парты.
При нарушении зрения люди часто не замечают пыль в тех местах, которые не по-падают им непосредственно под руки: перекладины на стульях, оконные рамы, паутина на потолке, шкафах и так далее. Поэтому очень важно объяснить детям, где накапливает-ся пыль, показать эти места, дать почувствовать эту пыль, научить вытирать ее без зри-тельного контроля или практически без него (для слабовидящих).
Приемы вытирания пыли.
Необходимо научить детей вытирать пыль по определенному плану:
- мысленно разделить все поверхность на участки, по полоскам, слегка заходящими одна на другую, в направлении «на себя» или по горизонтальным линиям.
- при вытирании пыли левая рука контролируют качество работы. Слабовидящие дети должны тоже пользоваться этим приемом, не склоняться сильно над вытираемыми поверхностью и не пропуская загрязненные участки.
Прием уборки пола.
При нарушении зрения удобно убирать пол (мыть, подметать) также по плану, то есть участками, которые можно выделить какими-нибудь ориентирами (стулья, парты, стол). Часто учащиеся моют пол скомканной тряпкой. Это неудобно и снижает качество работы. Необходимо использовать специальный показ действий, сопровождая его слова-ми. Например, «опускаем тряпку в ведро с водой, несколькими движениями как бы спо-ласкиваем ее, чтобы смыть мусор, пыль грязь. Затем слегка отжимаем тряпку, чтобы вода сильно не стекала на пол, далее подносим тряпку к полу, расправляем и ведем по полу полосами. И, наконец, опять опускаем тряпку в ведро, полощем ее в воде, хорошо отжимаем, расправляем над ведром, слегка встряхиваем и расправленной по полу тряпкой вытираем вымытый участок досуха».
Если комната небольшая, ведро с водой для мытья пола лучше ставить в одно определенное место, а если площадь достаточно большая, то надо приучать детей на каждом участке ставить ведро в удобное место, где не наткнешься на него и не опрокинешь.
В тех случаях, когда ребенку противопоказано поднятие тяжестей, воды надо наливать меньше (половину, треть или четверть ведра, но меняя ее чаще.
Учащимся следует дать сведения о ежедневной, периодической и генеральной уборки. Учащиеся должны усвоить, что ежедневно надо протирать плиту, мыть раковину и посуду, подметать или протирать пол, убирать все вещи на свои места. Периодическую уборку необходимо проводить не реже одного раза в неделю: тщательно мыть полы, ото-двигая мебель, вытирая пыль, мыть раковину, ванну, чистить плиту. Генеральную уборку надо делать один раз в месяц, перед праздниками при смене сезона. Генеральная уборка включает в себя: мытье дверей, стен, окон, уход за мебелью, коврами, стеклянными по-верхностями и зеркалами, уборка на балконе. Во время уборки особенно внимательно следует отнестись к местам вокруг дверных ручек, ручек холодильника, вокруг выключа-телей, раковин обмести пыль с потолков.
Учить выполнять уборку надо всех учащихся с раннего возраста чтобы во взрослой жизни они могли рассчитывать на себя.
Чистим одежду.
Показателем самостоятельности является внешний вид учащихся, умение содер-жать в чистоте и определенном порядке свои вещи, свое рабочее место и предметы до-машнего обихода. Дети должны уметь одевать и носить одежду аккуратно, в соответствии с сезоном, назначением, цветом и фасоном. Дети должны осознавать, как важно быть хо-рошо, опрятно и со вкусом одетыми. Ученики должны хранить одежду в шкафах: слева костюмы, за ними юбки, блузки, платья и так далее. Все вещи должны быть рассортиро-ваны и храниться строго на своих местах, тогда любую вещь можно найти быстро.
Приемы сухой чистки одежды щеткой
сверху вниз, полосками (полосы слегка должны заходить одна на другую);
воротник, манжеты, карманы, низ изделия требуют особенно тщательной чистки;
влажную чистку наиболее загрязненных мест удобнее всегда делать губкой.
При стирке белья учащимся следует напомнить о последовательности действий, указать на места, которые наиболее загрязнены
Учимся гладить.
В процессе обучения глажению одежды учащейся должен помнить правила:
утюг следует располагать безопасно (на металлическую подставку, либо на зад-нюю поверхность так, чтобы ручка слегка выступала за край стола). Скользя рукой по краю стола, незрячий может находить утюг не обжигаясь;
приступая к глажению, надо вещь тщательно расправить;
необходимо соблюдать последовательность глажение: от одного шва к другому, от одной стороны к другой, с тем, чтобы не оставалось не проглаженных мест;
гладить надо двумя руками. Левая рука движется перед правой расправляя ткань. Когда правая рука уходит с утюгом вправо, левая рука следит за ней, одновремен-но контролируя результат работы на только что проглаженном участке;
платья и рубашки начинают гладить с воротника и рукавов;
при глажении утюг следует передвигать все время по ткани, нельзя задерживаться на одном месте, так как могут образоваться подпалены;
отпариваемое изделие лучше смочить все целиком и гладить через сухую ткань;
полезно знать безопасные способы проверки степени нагретости утюга.
Вар. 1. Провести утюг несколько раз по гладильной доске, затем проверить по-верхность доски и по температурным ощущениям делать вывод о степени нагрето-сти утюга.
Вар. 2. На гладкую доску положить влажную ткань, дотронуться до нее утюгом, ес-ли утюг горячий, то послышится шипение.
Уход за обувью
Незрячим следует особенно тщательно следить за обувью, так как она у них быстрее пачкается и изнашивается. Ежедневно следует мыть обувь щеткой и про-тирать сухой тряпкой. На чистую обувь нанести крем в определенной последова-тельности: сначала на нос обуви, затем на левую, затем на правую внутреннюю сторону обуви. В качестве обучения можно показать учащимся прием намазыва-ния крема на обувь с помощью тряпочки намотанной на палец. Во время чистки обуви осуществляется тактильный контроль: на левую руку одевается ботинок, а правая двигаясь снаружи ориентируется на модельные особенности обуви.
Приготовление пищи.
Наиболее сложной и трудоемкой работой для детей с нарушением зрения является приготовление пищи. В обучении практическим действиям наиболее эффективным остается способ сопряженных действий, то есть педагог встает сзади ребенка берёт его руки в свои и выполняет все необходимые действия сопровож-дая их словесными объяснениями. Для самостоятельных действий, связанных с питанием, необходимо овладеть целым набором специальных умений и навыков. Очень важно добиться выполнения практических действий с постоянным так-тильным контролем.
Готовим бутерброд
Левая рука удерживает продукт (хлеб, сыр, колбасу) накрывая его; указательный палец регулирует расстояние от края (толщину, затем приставить нож и отрезать продукт.
При намазывании хлеба маслом (джемом, паштетом) кусок берут в левую руку, на середину куска кладут масло, постепенно поворачивая хлеб, намазывает его в направление к краю куска, но при этом он должен быть направлен к себе.
Чистим картофель
Тщательно вымоем картофель под струей воды.
Затем на ощупь определим и удалим глазки кончиком ножа. Чистим картофель по вертикальным полоскам: левая рука держит клубень, а правая ведёт нож по нему; одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть ниже ножа. Этот палец выполняет функцию поиска не-очищенной поверхности и контроль за качеством работы.
Клубень время от времени нужно ополаскивать в холодной воде, чтобы лучше ося-залась оставшаяся кожура.
Есть у другой способ чистки: тщательно вымытый картофель режется на крупные кружки. Затем каждый кружок чистится по кругу. Аналогично чистят и другие овощи.
Наливаем воду.
Момент наполнения сосуда можно определить следующими способами: с помощью пальца, который находится у верхнего сечения сосуда; по весу сосуда; по звуку, тон которого меняется с наполнением.
Овладение приемами наливания жидкости весьма полезно и слабовидящим детям, так как это делает их ориентировку в быту и манеры практически такими, как у нормального видящего.
Кипение воды определяется на слух, используя прием неплотно закрытой крышки, ориентируясь на характерные звуки: шум чайника, бульканье воды.
Для определения готовности пищи используем разные способы: по запаху, по вкусу, по времени, затраченному на приготовление, по плотности кусков пищи. Плотность определяется при помощи вилки и ножа.
Ребятам лучше всего запомнить время приготовления того или иного про-дукта и блюда. Этот способ является самым безопасным и доступным для людей с нарушением зрения.
В обучении навыкам самообслуживания очень полезны два педагогиче-ских метода:
1. всегда, когда это необходимо, помогайте ребенку ставя руки на его руки
2. рассказываете, что вы делаете. Старайтесь употреблять внима-тельно подобранные, предельно точные слова с описательным значением. Давайте ребенку одни и те же указания при выполне-нии одинаковых действий.