Ползикова
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технический прогресс и современные дети живут в эпоху активной информатизации и в своем продвижении вперед неразделимы. Все сферы человеческого бытия связаны с современной техникой, техническими достижениями, это естественно вызывает интерес у детей. Мир прогресса и технологий свои позиции совершенствует в новых открытиях.
Дошкольное образование предоставляет воспитанникам возможность воплотить в конструктивной деятельности свои творческие решения, проекты, которые формируются в специально организованной среде. Через игровую деятельность происходит сложный процесс преобразования и усвоения впечатлений, где дети учатся применять новое, что появляется в их жизни.
Темочки:
ФГОС выделил конструирование как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности ребенка. Обозначенные ФГОС качества личности, такие как формирование технической любознательности, развитие аналитического ума, инженерного мышления, внимания необходимо начинать как можно раньше. Именно в этот период возникают первые попытки созидания через активное познание. Познавательная деятельность с предметами, их изучение, исследование способствуют развитию инженерного мышления – самого естественного состояния дошкольника. В процессе этой деятельности он учится нестандартно мыслить, получает знания, представления. Но, важнее всего, увлекаясь творческим процессом, является первооткрывателем. Расширяя знания, воспитанники мыслят нестандартно, понимают, что такое творческий процесс, как превратить идею с конечным результатом, в настоящее дело. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на развитие эффективной системы поддержки и формирования способностей. Задачи технического творчества, рассматриваются как будущая профессиональная ориентация, что подтверждается в плане мероприятий «Дорожная карта».
Работая с детьми, мы определили следующие задачи:
- формировать интерес к инженерно - техническому образованию, умение планировать деятельность и прогнозировать результат; - развивать конструктивное творчество.
Система игр и упражнений с конструктором широко используется в современной практике детского сада и отражается в методических сборниках «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра, «Логика и математика для дошкольников» под редакцией З. А. Михайловой, и др., где дана система игр и упражнений с логическими блоками.
Содержание конструктивной деятельности представлено темами содержательного модуля комплексно-тематического планирования «Юные инженерики». В развитии детей используем следующие конструкторы : блочные конструкторы, логические блоки Дьенеша, LEGO, магнитные и деревянные конструкторы, строительные наборы. Собирать их увлекательно и сложно, но ребенок с удовольствием создает себе деревянную игрушку или постройку. Эти конструкторы развивают инженерно – конструкторские способности, аккуратность и воспитывают усидчивость. Магнитные конструкторы используем как образец, т. к. удобно показывать симметрию асимметрию, или последовательность. Хороший результат, если ребята работают в паре, особенно при сооружении симметричных фигур (архитектура, космос и т. д.)
Основы алгоритмики и программирования включают несколько этапов работы по степени сложности. Блочные конструкторы представляют детали разнообразной формы, цвета, величины. Дошкольники знакомятся с названием фигур, деталей, запоминают задания, контролируют свою деятельность, воспроизводят объект в увеличенном или уменьшенном масштабе, без внесения существенных изменений. Построить из него можно все: растения, животных, здания, корабли, самолеты и т. д. Ребенок, выполнив задание, использует карточки следующего, усложненного варианта. Это способствует развитию творческого мышления, цветового восприятия, комбинаторики, пространственного воображения. Используем карточки трех уровней по степени сложностей, а также варианты творческих заданий, которые можно выполнить по своему замыслу. Это такие игры как: «Построй поезд», «Найди ошибку в закономерности», «Настольный алгоритм», «Раскодируй предмет», «Разветвленный лабиринт с блоками Дьенеша»….см. по схеме. Включение детей в систематическую творческую деятельность с LEGO конструкторами на данном этапе, можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (цвет, величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Реализация идеи проекта с использованием LEGO - технологии осуществляется как работа по интересам и проходит в следующих направлениях. На первом направлении дети знакомятся с конструктором LEGO - основными деталями, способами их крепления, на основе которых у них получаются новые предметы. Тематика занятий способствует расширению кругозора: животные, птицы, транспорт, космос, архитектура. На этом этапе дошкольники учатся работать по плану, и самостоятельно определять перспективу будущей постройки, анализировать деятельность. Поощряется конструирование по замыслу, где экспериментируют ребята самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте конструктивное творчество отличается техническим разнообразием и содержательностью, когда дошкольники отбирают детали согласно схеме или образцу, создают конструкции по чертежу и по замыслу. В дальнейшем педагог формирует умение планировать свою постройку по воображению, по предложенной теме и условиям. Постройки становятся более динамичными и интересными. Их можно обыгрывать, включая в сюжет, в игру драматизацию. Также предлагаем конструкцию недостроенную, предлагая достроить. В этом случае способы построения становятся обобщенными.
На втором направлении углубляется содержание конструкторской деятельности старших дошкольников за счет использования конструкторов нового поколения LEGO- WеDо, которое предполагает работу в рамках работы по интересам дополнительной образовательной программы «ДЕТалька». Программа предназначена для формирования целостного представления о мире техники, устройстве конструкций. На этом этапе работы организуется совместная практическая деятельность с привлечением родителей, расширяя конструктивное техническое творчество. В процессе занимательных игр дошкольник получает максимум информации о технике и современной науке, способах ее освоения, как в групповой и подгрупповой образовательной деятельности.
В процессе НОД используется LEGO DUPLO. Это тематические конструкторы : наш родной город, кирпичики для творческих занятий, лото с животными, большая ферма, транспорт и другие. Создавая конструкции, используют прием анализа предстоящей работы (образца, либо схемы постройки - определяют в постройке части, называют и показывают детали, порядок строительных действий, а также используют просмотр видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, презентации. В зависимости от темы, цели и задачи конкретного занятия задание могут быть выполнены индивидуально, парами. Анализ занятия включает обыгрывание постройки или придумывание рассказа о ней.
Таким образом, формирование навыков конструктивно-игровой деятельности имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Мир техники очень разнообразен и велик. Конструирование и моделирование способствует глубже познать ее, развивать конструктивное творчество и индивидуальные способности, техническое мышление и познание окружающей действительности. Занимаясь конструктивно - игровой деятельностью, дошкольники могут практически использовать полученные знания в разных видах деятельности, а также пробудить интерес к техническому образованию.
Литература:
1. Вараскин В. В. Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества // Траектория науки: Электронный научный журнал. -2016.- №2(7)
2. Куличенко, В. Ф. Будущие инженеры: (Детское техн. творчество) // В. Ф. Куличенко и А. И. Волков. — Москва: Учпедгиз, 1937. — Переплет, 118с.
3. Антонова, Ю. Д. Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности / Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 3-5.
4. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала / средняя, старшая, подготовительная группы.
5. Старцева О. Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. //Пособие для педагогов и родителей".- 2010г. -С. - 64.
6. Толмачев В. Техническое любительство //- Москва ; Ленинград : Гос. техн. -теоретич. изд-во, 1932. – С. -136.