Алевтина Лузгинова
Формирование навыков диалогической речи на уроках английского языка
▼ Скачать +Заказ
Приоритетность задачи формирования диалогической речи в процессе обучения иностранному языку,признанная ведущими специалистами в области методики преподавания иностранных языков,способствует появлению многочисленных книг и пособий с упражнениями и рекомендациями по формированию диалогической речи учащихся. Одни авторы (О. А. Колесникова, А. В. Конышева, К. Ливингстоун,И. А. Паросова, Ф. М. Рабинович, М. Ф. Стронин, Н. К. Скляренко) предлагают использовать для этой цели ролевые игры на английском языке. Другие (О. А. Бизикова, Н. Д. Гальскова, Т. В. Карамышева, Т. Н. Теплицина, Т. И. Голубева,С. О. Репина, П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев) советуют применять в развитии диалогической речи информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Тем не менее, изучение состояния работы по развитию диалогической речи выявило отсутствие методических материалов, указывающих на интеграцию ролевых игр и информационно-коммуникативных технологий в формировании диалогической речи учащихся. При этом учёт возрастных особенностей применения данного интегративного подхода на уроках английского языка в начальной,средней и старшей школе делает актуальность проводимого исследования более значимой.
Публикация «Формирование навыков диалогической речи на уроках английского языка» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- Иностранный язык в школе
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основной задачей обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении является коммуникативно-ориентированный подход. Одной из главных форм речевого общения является диалогическая речь, которая учит школьников правильно общаться между собой, чутко и внимательно слушать собеседника,уметь поддерживать разговор и вместе решать возникающие трудности в общении. Диалог между учителем и учащимися в школе–это непосредственная,непринуждённая,свободная форма общения. Во время такого диалога царит атмосфера соучастия,равноправия,уважения и психологического единства.
Выстраивание реальной ситуации общения на уроках английского языка осуществляется при помощи ролевой игры, которая используется, как один из главных методов в формировании диалогической речи. Ролевая игра стимулирует познавательный интерес школьников,их участие в образовательном процессе,повышает мотивацию учеников в изучении английского языка и снижает утомляемость на уроках. Ролевая игра на иностранном языке тренирует память,увеличивает умственную активность,формирует устную диалогическую речь. Благодаря ролевой игре
ученики воспринимают английский язык, как реальное, естественное средство общения,которое способствует возникновению благоприятного климата среди учеников.
Повышение уровня диалогической речи возможно с помощью использования информационно коммуникативных технологий в ролевых играх на уроках английского языка. Мультимедийные средства обучения применяются с целью повышения познавательного интереса учеников,ускорения процесса обучения,обеспечения условий интенсивного,эффективного формирования устной диалогической речи. Интерактивные обучающие программы, компьютерные ролевые игры создают живые ситуации общения,избавляют учеников от психологических и коммуникативных барьеров. ИКТ помогает ученикам развивать их слухо-произносительные навыки, пополнять словарный запас, правильно воспринимать на слух реплики участника диалога, учиться быстро и точно реагировать на них, тем самым эффективно развивая навыки диалогической речи у школьников. Термин «диалог» с греческого языка переводится как «разговор»,«беседа».По мнению Л. В. Щербы, диалог – это форма речевой коммуникации,это обмен репликами,которые имеют конкретный языковой состав,образующийся на основе восприятия чужой речи. Группы реплик связаны смысловым единством, при этом каждая из них зависит от предыдущей. Их высказывают для обмена информацией,точек зрения.
Л. П. Якубинский полагает,диалог–это один из основных видов поведения индивидуума. Чтобы взаимодействовать с людьми посредством диалога, надо обладать большим количеством речевых, социальных навыков,которые осваиваются человеком не сразу,а постепенно
Рассмотрим термин «диалогическая речь» с позиции Льва Семёновича Выготского,которую рассматриваем как основную в нашем исследовании. Диалогическая речь-это важнейшая языковая функция,которая несёт коммуникативный характер, формируется под влиянием мотивов деятельности,проявляет потребность в живом, естественном общении. Оба партнёра хорошо понимают дуг друга,хотя свои мысли формируют в сокращённом виде,в отличие от монологической речи. Их разговорная речь получается краткой, они могут даже не договаривать свои фразы, но при этом хорошо понимать друг друга. Предложения простые и бессоюзные. Общение связно у собеседников,на раздумье у них тратится малое количество времени. Диалогическая речь сопровождается мимикой и жестами и проходит в зависимости от определённых ситуаций
С точки зрения психологии, которой придерживаются М. И. Лисина и А. В. Запорожец,диалогическая речь–это общение,особая коммуникативной деятельность человека. Поэтому каждому ребёнку,чтобы выполнить свою коммуникативную задачу, необходимо понимать, что ему говорит его партнёр,так как они оба не только говорят, но и слушают друг друга Каждая диалогическая речь состоит одновременно из аудирования и говорения. Это два взаимосвязанных процесса. Диалогическая речь развивает у детей определённые умения,такие как инициативно и активно начинать диалог,слышать,осознавать и понимать его,реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы.
Диалогическая речь включает в себя аудирование и говорение, как два дополняющих друг друга процесса. Диалогическая речь формирует у детей умения внимательно слушать и понимать высказывания собеседника, а так же во время и корректно ответить на все вопросы.
Вследствие регулярного ведения диалога на уроках английского языка у школьников формируются навыки говорения. Каждый преподаватель ставит перед собой важную задачу:организовать на уроке свободное,непринуждённое, интересное, живое общение учеников на иностранном языке.
Все учителя очень любят добавлять как можно больше диалогической речи во время урока, так как это не занимает много времени и к тому же приходит к хорошим результатам в формировании диалогического умения,которое является неотъемлемой составляющей людей, живущих в обществе. Каждому человеку нужно уметь правильно вести диалог, узнавать что-то новое для себя и передавать полезную информацию другим. Очень часто дети, которые только начинают изучать иностранный язык,мечтают сразу же начать разговаривать на нём. Эта задача для них выполнима,ведь, даже выучив не так много новой лексики, они уже смогут реализовывать коммуникативную функцию языка. Это всегда мотивирует и побуждает детей к дальнейшей работе над английским языком. Для ведения самых различных диалогов ученику в первую очередь следует ознакомиться с разговорными клише,а далее выучить его,чтобы применять его в своём разговоре с собеседником.
Следует ознакомиться с главными задачами учителя, которые помогут в обучении школьников диалогическому общению на английском языке :
1. Объяснить детям,что заключают в себя понятия диалоги диалогическая речь, что вопросно-ответная форма чаще всего применяется в диалогическом общении. Чтобы диалог между участниками образовательного процесса прошёл плодотворно, следует выучить приветствия, прощания, фразы для выражения благодарности,радости или недовольства,испуга и тому подобное для использования их в разных видах диалогического общения.
2. Показать детям на собственном примере, как провести диалог с опорой на учебный материал,направленный на развитие разговорной речи. В учебниках всегда содержится полезная лексика и разговорные фразы по различным темам для диалогов
Уже во втором классе ребёнок может задать три различных вопроса изнать на них ответы с учётом тех тем, которые он уже прошёл с преподавателем по школьной программе. В третьем классе у школьников могут появиться небольшие проблемы в диалогическом общении :
1. Школьники боятся ошибиться,тяжело,болезненно воспринимают критику от учителей или очень сильно стесняются отвечать на уроках. В таких случаях учителю следует выстроить на уроке тёплую, душевную, творческую,продуктивную атмосферу.
2. Школьники не знают необходимой лексики, которая помогла бы им вести диалог по какой-то конкретной теме урока. Учитель должен постоянно
знакомить учеников с новыми словами,относящимися по каждой определённой тематике школьной программы.
Малое количество учеников в классе могут вступать в диалог друг сдругом, а большинство детей молчат. Чтобы предотвратить такую ситуацию науроках, преподавателю нужно очень часто устраивать групповые работы науроках, а также проводить с учениками ролевые игры, чтобы стимулировать их работу для продуктивного результата
Е. Н. Соловова отмечает реактивность и ситуативность диалога. Реактивность проявляется в диалоге тогда, когда один из участников разговора обладает быстрой, бурной реакцией, а у второго человека реакция может быть замедленной. В таких ситуациях,зная реакцию своего партнёра,человеку нужно своевременно под неё подстроиться. В этом им могут помочь фразы реагирования по многочисленным ситуациям общения,которые учитель предоставляет всем своим ученикам.
Диалогическое общение в реальной жизни и на уроке имеют разную направленность. Диалогическая речь в реальной жизни происходит зачастую спонтанно и не несёт за собой зачастую смысловой нагрузки. Диалогическая речь на уроке несёт в себе познавательную и обучающую функции и строится на основе конкретной ситуативности и коммуникативных задач. Во время проведения диалога ученик решает поставленные перед учителем задачи в зависимости от темы урока,развивая свои речевые умения.
Обращаясь к исследованиям Г. О. Аствацатурова, замечаем, что по его твёрдому убеждению все ученики должны чётко понимать цели и задачи обучения иностранному языку. Учителям-предметникам следует в полной мере рассказать ученикам о целях и задачах каждого урока в познавательной и увлекательной форме, чтобы впоследствии ученики с упорством, желанием и интересом решали задачи и добивались целей поставленных урока.
По мнению Л. П. Якубинского диалоги делятся на стандартные и свободные. В стандартных диалогах отражаются бытовые,ежедневные
ситуации общения,для которых дома ученики запоминают и закрепляют в памяти разговорные клише.
Свободные диалоги–это обмен суждениями и интервью. В таких диалогах люди могут обладать разной степенью инициативности,что обусловлено их социальными ролями. Например, журналист во время интервью задаёт большое количество вопросов своему гостю, который не так активен, как интервьюер, и поэтому может ответить только на часть полученных вопросов. Но зато во время беседы,обмена мнениями и суждениями оба человека одинаково активны, инициативны, между ними устанавливается паритет