Мария Смирнова
Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников
Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России достигла масштабов, которые можно считать национальной катастрофой. Особенно настораживает ситуация с детским травматизмом на дорогах. Часто причиной ДТП становятся сами дети, что связано с их незнанием правил дорожного движения, пренебрежением ими, отсутствием навыков безопасного поведения на дороге и безразличием взрослых к действиям детей в дорожной обстановке.
Воспитание безопасного поведения у детей является одной из ключевых задач дошкольных учреждений. Ребёнок становится пешеходом гораздо раньше, чем он готов к этому с точки зрения знаний и навыков. С первых дней пребывания в детском саду необходимо организовать воспитание и обучение так, чтобы к моменту перехода в школу ребёнок мог уверенно ориентироваться в окружающей среде, наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, а также обладал навыками безопасного поведения в них. Именно в детском саду дети должны получить систематизированные знания о безопасном поведении на улице и развить необходимые навыки.
Основные цели изучения правил дорожного движения и поведения на улице включают:
Снижение детского дорожно-транспортного травматизма за счёт повышения уровня знаний о правилах дорожного движения.
Развитие психофизиологических качеств ребёнка.
Формирование культуры общественного поведения в процессе взаимодействия с дорогой.
Для достижения этих целей мы определили следующие задачи:
Формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улицах.
Развивать способность предвидеть возможные опасности и строить адекватное безопасное поведение.
Воспитывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах и формировать грамотных пешеходов.
Повышать уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность на улице, через проекты и практическую деятельность.
Интегрировать усилия специалистов, инспекторов ГИБДД, воспитателей и родителей в формировании безопасного поведения в дорожной среде.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения не должна быть разовой акцией. Она должна проводиться планомерно, систематически и постоянно, входя в структуру всех видов детской деятельности. Это позволит детям применять полученные теоретические знания на практике в играх и повседневной жизни. Время, отводимое на занятия, определяется в зависимости от условий, тематики, состояния детей и других факторов.
Обучение детей правилам дорожного движения включает разнообразные формы:
Регулярные беседы о безопасном поведении на улицах и дорогах, обсуждение дорожно-транспортных происшествий с учётом погодных условий.
Подвижные и дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачи с участием мультипликационных героев.
Обучение правилам дорожного движения через занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, просмотр диафильмов, чтение рассказов и стихотворений, а также через изобразительное искусство и трудовое воспитание.
Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения начинается с создания развивающей среды:
Изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр.
Создание дорожных знаков.
Подготовка дидактического материала по правилам дорожного движения.
Мы также уделяем большое внимание работе с родителями, так как они ежедневно пересекают дорогу с детьми и несут за них ответственность. Иногда дети знают правила лучше родителей и могут их поправить. Мы активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения среди родителей через различные формы:
Анкетирование родителей для определения уровня их знаний о безопасности на дороге.
Распространение памяток и листовок о необходимости соблюдения ПДД.
Создание папок-передвижек с материалами о правилах дорожного движения.
Консультации и встречи с инспекторами ГИБДД.
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей способствуют усвоению знаний и сближают всех участников образовательного процесса. Новая форма работы — «Семейный мастер-класс» — позволяет родителям ознакомиться с игровыми технологиями обучения детей безопасному поведению на улице и обмениваться опытом.
Информационные стенды для родителей регулярно обновляются, предоставляя информацию о методах формирования дорожной культуры у детей и соблюдении правил дорожного движения взрослыми. Это способствует комплексному решению задач обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая их возрастные особенности и уровень развития. Важно воспитывать у детей дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, а также культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
При обучении детей основам дорожной грамотности мы придерживаемся следующих принципов:
Не механически заучивать правила дорожного движения, а формировать у детей культуру поведения на дороге.
Сочетать изучение правил с развитием координации, внимания и наблюдательности.
Использовать разнообразные формы и методы работы, не выделяя какую-либо из них как основную. Рассказ, игра, викторина, практическое занятие и экскурсия — все это должно служить воспитанию навыков безопасного поведения на дороге.
Таким образом, результаты нашей работы показывают, что использование комплекса разнообразных мероприятий, методов и форм, а также тесное сотрудничество педагогического коллектива с воспитанниками, родителями и инспекторами ГИБДД, а также регулярность проводимой работы, положительно сказываются на повышении уровня безопасного поведения дошкольников на улицах города, помогая им быть уверенными на дороге и избегать травматизма.