Любовь Панова
Формирование навыка словообразования суффиксальным способом
▼ Скачать + Заказать документы
Панова Любовь Сергеевна
учитель-логопед
МОУ СОШ № 24 Дошкольное отделение «Ласточка»,
Г. о. Подольск, Московская область
Статья
Формирование навыка словообразования суффиксальным способом.
Проблема недостаточной сформированности навыков словообразования оказывается очень значимой для детей с тяжелыми нарушениями речи. Речевое развитие таких детей в целом удовлетворяет потребностям их повседневного общения. Однако, при выполнении конкретного задания на словообразование, даже по образцу, дети данной категории испытывают значительные трудности.
Публикация «Формирование навыка словообразования суффиксальным способом» размещена в разделах
Коррекционная работа представляет собой формирование словообразовательных умений без ориентации на морфологический состав слова. При проведении пропедевтической работы особое внимание уделяется словам, образованным с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, т. к. этим способом словообразования в ходе нормального речевого развития дети овладевают раньше, чем остальными. Работа проводится путём «наговаривания» новых слов по аналогии.
Непосредственно при изучении темы по формированию навыков словообразования, основное внимание необходимо уделять организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой связи осуществляется на основе определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.
Формирование навыков словообразования осуществляется последовательно по трём уровням:
I уровень – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;
II уровень – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
III уровень – уточнение значения и звучания малопродуктивных или непродуктивных словообразований.
Рассмотрим работу на каждом уровне подробнее.
Содержание I уровня
Существительные: образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: ИК, ЕК, ИЧК, ЕЧК, ОЧК, ЧИК, К, ОК (ЁК).
Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом: ИН (бабушкин, папин, Машин, мышиный, звериный); образование уменьшительно – ласкательных прилагательных с суффиксом: ЕНЬК (синенький, тёпленький, добренький).
Содержание II уровня
Существительные: образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: ОНК (ОНЬК, ЕНК (ЕНЬК, УШК, ИШК, ЫШК, ЫШЕК; образование существительных с суффиксом: ИЩ (ручища, домище).
Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом -j- с чередованием, оканчивающихся на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ (олений, лисья, козье); образование относительных прилагательных с суффиксами: ЯНН, АН, ЕНН, Н, ОВ (деревянный, стеклянный, песчаный, кожаный, кирпичный, глиняный, весенний, сосновый, каменный).
Содержание III уровня
Существительные: образование названий профессий; образование существительных с суффиксами: НИЦ, ИЩ, ИН.
Прилагательные: образование качественных прилагательных с суффиксом: ОВАТ, ЕВАТ.
(светловатый, красноватый, синеватый).
Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:
1. образование слов с заданным значением с помощью логопеда, при этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);
2. выделение общей морфемы;
3. закрепление значения аффикса;
4. анализ звукового состава морфемы;
5. самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
- сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию: ключик, домик, котик, бантик;
- сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова: снег - снеговик.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов рекомендуется использовать графические схемы слов.
Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процессе лексико-семантических упражнений и закрепление словообразовательных моделей в экспрессивной речи ребёнка.