МААМ-картинки

Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста

Гиниятова Лилия
Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка, понятно ему. Оно привлекает его своей простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа, яркой цветовой палитрой.

Публикация «Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Изучение ребенком его родной культуры важно и необходимо в условиях современной жизни.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, любуясь старинными народными костюмами, ребенок испытывает чувство радости, удовольствия от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Цель проекта.

Способствовать всестороннему физическому, социально - личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию через приобщения к истокам национальной культуры.

Задачи:

-Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

-Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, литературный материал и оформить их в виде картотеки.

-Разработать циклы игр-занятий детей по теме, в каждом из которых лепка, аппликация, рисование, а также включались разнообразные материалы.

- Подготовить консультативный материал для родителей.

- Привлечь родителей к участию в оформлении группового помещения.

- Знакомить с праздниками и традициями татарского народа.

- Закреплять у детей культурно-исторические знания о Татарстане, воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.

- Воспитывать в детях особенные черты татарского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т. д., широко используя виды татарского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).

- Продолжать знакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении работ в татарском стиле.

Реализация проекта:

Календарный план работы по реализации проекта «Формирование национальной культуры дошкольного возраста» на тему: «Национальная одежда» на одну неделю января месяца в средней группе.

Физическая культура: Подвижная игра «Минлебай», «Бармак» уены, Развлечение «Кукла Амина и Булат»пришли в гости в детский сад»

Здоровье: Беседа: «Безопасная одежда» Разучивание потешки: «Йомшак су, йогерек су» Сказка: «Куян кызы»

Безопасность: Беседа: «Мы пешеходы» Чтение: «Бояка и Небояка» Ситуативный разговор: «На улицах городах»

Социализация: Сюжетно-ролевая игра «Наряжаемся на праздник» Экскурсия в музей татарской народной культуры «Татарская изба» Беседа: «Город, в котором я живу» Развлечение: «Аулак ой»

Труд: Ручной труд: «Наряди татарскую красавицу»

Познание Беседа: «Национальный костюм» Дидактическая игра «Найди такой же» (фартук, тюбетейка) Развивающая игра «Бабушкин сундук» Презентация: «Обычаи и праздники татарского народа»

Коммуникация Развитие речи Заучивание стихотворения Г. Тукая.

«Как время зовется» Показ кукольного театра: Сказка «Шалкан»

Чтение художественной литературы Чтение сказки «Два лентяя» Чтение А. Ерикей «Бабушка» Беседа о прочитанном А. Ерикей «Бабушка»

Художественное творчество Рисование: «Украсим сапожки» Дидактическая игра «Укрась ичиги» Аппликация: «Укрась калфак»

Музыка Разучивание песни «Тюбетей» Музыкальное занятие

«Нэни гармунче» Музыкальное занятие «Бии итек, читеклэр»- бию

План мероприятий на год.

Сентябрь

«Мой Татарстан - моя республика!»- утренник, посвященный Дню Республики.

Индивидуальная работа с детьми - подготовка стихов и песен.

Октябрь

Выставка татарской художественной литературы.

Ноябрь

Организовать поход в музей национального быта.

Декабрь

Татарский народный праздник «Нардуган».

Индивидуальная работа с детьми – разучивание новых игр, песен, стихов.

Январь

Проведение спортивного праздника. Физкультурный досуг с использованием татарских народных игр.

Февраль

Музыкально - литературный час ко дню рождения М. Джалиля.

Индивидуальная работа с детьми – разучивание стихотворений.

Консультация для родителей– Жизнь и деятельность М. Джалиля.

Март

Праздник «Навруз».

Индивидуальная работа с детьми – подготовка к празднику, разучивание пословиц, поговорок.

Апрель

Утренник ко дню рождения татарского поэта Г. Тукая. «День родного языка».

Индивидуальная работа с детьми – разучивание стихов, песен («Четыре времени года» и т. д.).

Индивидуальная работа с родителями – ознакомление с творчеством и жизнью Г. Тукая через оформленный стенд.

Май

Совместная работа с детьми. Инсценировка сказки. А. Алиш «Бояка и Небояка».

Июнь

Сабантуй.

Индивидуальная работа с детьми - разучивание подвижных татарских народных игр, стихов.

Заключение

Ребенок знаком с татарской речью, у него сформированы представления о родном крае, о семье, традициях,

праздниках татарского народа, доброжелательное отношение к окружающим, он с уважением относится к взрослым и детям. Дети знакомы с татарским фольклором (сказки, пословицы, песни, поговорки и т. д.). Дети узнали больше о народно - прикладном искусстве.

Данный проект способствует социально-личностному развитию ребенка в современных условиях билингвального развития, к формированию самосознания принадлежности к данной национальной культуре.

Приложение 1.

Список произведений для чтения детям.

Литературные сказки.

1. Р. Батулла «Подарок»

2. А. Алиш «Бояка и Небояка»

3. Хэйдар» Керпе туны»

4. А. Гаффар «Хвост»

Сказки.

1.«Два лентяя»

2.«Лиса и журавль»

3.«Смышленая ворона»

Для заучивания наизусть.

1.«Пальчик, пальчик, где ты был?»

2. Г. Тукай «Как время зовется?»

3. Х. Халиков «Как время зовется?»

Поэзия.

1. Г. Тукай «Четыре времени года»

2. Р. Валеева «Кукле платье подарила»

3. Р. Валеева «Я люблю свою машину»

4. Б. Рахмат «Асия»

5. Б. Рахмат «Петушок»

6. Р. Миннуллин «Про папу с мамой»

Проза.

1. А. Алиш «Глупый зайчонок»

2. М. Хасанов «Снег идет»

Приложение 2.

Народные подвижные игры.

1.«Колечко»

2.«Летели, летели»

3.«Кисонька»

4.«Минлебай»

5.«Так да и нет»

6.«Песи хэм тычканнар»

7.«Гуси-лебеди»

8.«Тюбетей»

9.«Урынны алып кал»

10.«Овощи»

11.«Серый волк»

12.«Хромая лиса»

Приложение 3.

Дидактические игры.

«Сложи узор»

Цель. Развивать мелкую моторику рук.

«Собери герб и флаг»

Цель. Учить различать государственные символы.

«Укрась тюбетейку»

Цель. Знакомство с национальными орнаментами.

«Найди татарскую красавицу»

Цель. Учить различать национальную одежду.

«Урынны алып кал»

Цель. Развивать двигательную активность.

«Укрась ичиги»

Цель. Дать представления о национальной обуви.

«Найди такой же» (фартук, тюбетейку)

Цель. Развивать мелкую моторику рук.

«Алсу бэйрэмгэ бара»

Цель. Знакомство с национальной татарской одеждой и их цветом.

Публикации по теме:

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 23:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование национальной культуры детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гиниятова Лилия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД