Получи документы

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте

Олеся Николаевна Рузманова
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Публикация «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7 - 8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Именно ранний дошкольный возрасте самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошколят методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно - гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье. Именно поэтому, период раннего детства(1 – 3 года, укладывающийся в возрастные рамки первой младшей группы детского сада является наиболее значимым в этом плане.

В своей работе, по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, я придерживаюсь следующих целей и задач:

1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровья вновь поступивших в ясли детей;

2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

3. Научить детей быть здоровыми, воспитывать у них потребность в здоровом образе жизни;

4. Формировать основы культуры здоровья.

Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников ясельной группы показал, что большинство детей при поступлении в детский сад имеют вторую или третью группу здоровья. Основная задача воспитателей ясельной группы не допустить ухудшения этих показателей. Так как поступление ребенка в детский сад еще и сопровождается адаптационным периодом, который может способствовать развитию эмоционально - стрессовых реакций, приводящих к нарушению здоровья.

Для профилактики подобных реакций необходима организация психолого - педагогической работы, позволяющей осуществлять контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и корректировать возникающие нарушения. В своей практике по коррекции эмоциональных нарушений у адаптирующихся детей, я использую индивидуальную работу, музыкотерапию, сказкотерапию и игротерапию. Также в группе оборудован Уголок природы, в котором представлены яркие комнатные растения, обладающие бактериостатическим действием, оптимизирующим состав воздуха и способные вызывать и удерживать еще неустойчивое внимание малышей.

В целях оптимизации адаптационного периода и рамках экологического воспитания в группе создан Семейный клуб «Любознайки». Воспитатель один раз в месяц совместно с родителями организует экскурсии и прогулки к тем или иным объектам природы (Поход в лес, Экскурсия к роднику, Посещение Центра «Адонис» и т. д.). Как показывает практика, дети легче адаптируются благодаря неформальной обстановке, устанавливаются доверительные отношения между воспитателями, детьми и их родителями. И конечно же дети приобретают элементарные представления об окружающей их среде.

В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в течение года под руководством медицинского персонала, мною осуществляются комплекс оздоровительных мероприятий с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. При этом использую дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Приучаю детей находиться в помещении в облегченной одежде, обеспечиваю длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня, использую игры с водой, утреннюю гимнастику и физкультурно – оздоровительные занятия, а так же ароматерапию и фитотерапию.

Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей. Одними из закаливающих процедур являются, например: воздушные ванны, облегченная одежда, прогулки, воздушно - температурный режим. В летний период практикую утренний прием на улице, сон без маечек, хождение босиком по «Дорожкам здоровья» - дорожки с песком по травянистому покрову.

Воспитание культурно – гигиенических навыков происходит во время проведения всевозможных игр и режимных моментов, в ходе которых в игровой форме дети учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь и т. д.

Игры используются различные. Для удобства я их разбила по темам:

1) «Гигиена» - Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки», Игра «Мы умываемся», Дидактическая игра «Умоем куклу Таню», Дидактическая игра «Мы купаем куклу Таню» [1, с. 6 - 8].

2) «Прием пищи» - Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце», Потешки [1, с. 102], Игра –этюд «Я сама»;

3) «Опрятность» - Дидактическая игра «Мы едим», Дидактическая игра «Накормим куклу Машу» [1, с. 13], Дидактическая игра «Оденем куклу Таню на прогулку» [3, с. 17].

4) «Бережное отношение к вещам и игрушкам» - Дидактическая игра «Мы убираем игрушки» [4, с. 22].

В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко использую литературные произведения. Например, стихи для малышеи Н. Пикулевои и М. Дружининои, «Моидодыр» К. Чуковского с иллюстрациями, «Неболеика» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевои. Некоторые режимные моменты сопровождаю чтением потешек и малых фольклорных форм («Водичка – водичка, «Нос, умойся! и др.).

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей происходит через формирование представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека : глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки - хватать, держать, трогать; ножки - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова - думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

В рамках темы: «Знакомство с органами чувств (глаза, уши, нос, руки, ноги)» я стараюсь научить называть органы чувств в игровой и стихотворной форме благодаря использованию потешек: «Ножки, ножки», «Большие ноги шли по дороге», «Пальчик – мальчик»; стихотворений: Э. Мошковская «Приказ», В. Берестов «Больная кукла»; Дидактические игры: «Что есть у игрушки», «Что делает девочка»; Рассматривание детских фотографий.

Работая по теме: «Это - я!», дети узнают об особенностях устройства человеческого тела. Для этого провожу дидактические игры: «Зеркало», «Что есть у куклы»; Упражнение «Покажи свой нос, глаза и т. д.», «Спрячь ножки, глазки и т. д.»; подвижные игры (в соответствии с возрастом); игровые ситуации «Кукла хочет кушать, чем её накормить?», «Купаем куклу», «Укладываем спать», «Успокоим куклу», «Кукла делает зарядку».

Таким образом в процессе работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, дети постепенно понимают смысл понятий аккуратность и чистота, приобретают культурно - гигиенические и простейшие навыки самообслуживания; получают представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности.

Литература

1. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128.

2. Деркунская В. А. и др. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство». Учебно- метод. Пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М. :ТЦ «Сфера», 2012. – 144 с.

3. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство». Учебно- метод. пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М. :ТЦ «Сфера», 2012. – 176 с.

4. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения : модели программ, рекомендации, разработка занятий /т. – сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. 186.

5. Оздоровительная работа в ДОУ : нормативно – правовые документы, рекомендации / авт. – сост. М. С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413.

6. Формы оздоровления детей 4 – 7 лет : кинезиологичская и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок / авт. – сост. Е. И. Подольская Волгоград: Учитель. 2009. – 207.

Публикации по теме:

Искусство быть здоровым "Если человек сам следит за своим здоровьем,то трудно найти врача,который знал бы лучше полезное для его здоровья,чем он сам"Сократ Жизнь.

Здоровье ребенка в ваших руках Сообщение «Здоровье ребенка в ваших руках» Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 21:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Николаевна Рузманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД