Айжан Алиева
Формирование ключевых компетентностей дошкольников путем реализации методического комплекса «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование ключевых компетентностей дошкольников путем реализации методического комплекса «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук»
Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация закона «Об образовании в Российской Федерации может быть обеспечена при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность,коммуникабельность, ответственность.
Публикация «Формирование ключевых компетентностей дошкольников путем реализации методического комплекса „Я познаю мир“ Т, А, Сидорчук» размещена в разделах
Ценность использования технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в работе с детьми дошкольного возраста состоит в следующем
Технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ предлагают инструментарий для проблемного, развивающего обучения.
Технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяют не только заинтересовывать детей образовательным процессом, но и формируют умение самостоятельно проходить путь познания и освоения нового.
Технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ способствуют развитию личности ребенка.
Технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ усиливают мотивационный аспект в
личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как, я могу».
Процесс познания сложен и многообразен. Но всякое сложное можно и нужно уметь формализировать для того, что бы развивать данное направление. Путем многолетней исследовательской работой удалось выявить основные направления формирования когнетивных способностей и превратить их в управляемый, понятный с точки зрения дошкольной педагогики процесс.
Когнитивный процесс включает в себя работу анализаторов с определенным настроем человека на процесс познания признаков объекта и их взаимосвязей. Формулировкой вопросов, включения преобразований признаков объекта и использование алгоритмов (моделей мышления, необходимых для продуктивной деятельности.
Технологические карты в методическом комплексе «Я познаю мир» разработаны по шести основным направлениям:
анализаторы,
признаки,
причинно - следственные связи,
вопросы,
преобразователи,
алгоритмы мышления.
Главная цель использования технологии: освоение ребенком способов познания и становления у него ключевых компетентностей : информационной, коммуникативной и технологической.
Применительно к педагогической деятельности, формирование осознанности способов познания включает в себя :
Анализаторы – как инструмент, позволяющий осознано относится к ощущению и восприятию значений признаков объектов.
Признаки делятся на конкретно проявленные в объекте, те, которые можно воспринять анализаторами и названия признаков, которое является обобщающими словами. Педагогические воздействия связано со знакомством и использованием обобщающего слова (имя признака, а многообразие значений набирается в течение всего времени посредством персептивных действий ребенка.
Формулировка вопросов – обязательное направление осознанной познавательной деятельности.
Причинно – следственная связь в сути своей – взаимодействие значений признаков объектов. Необходимо конкретику взаимодействия выводить на обобщение. Например: если сухое полотенце намочить, то оно станет не только мокрым, но изменит свой вес, цвет, температуру и др. Из таких экспериментов появляется целое исследование, результатом которого может быть умозаключение : изменение влажности объекта ведет к изменению цвета, веса, температуры и др. признаков объекта.
Преобразование признаков ведет к более глубокому изучению признаков объекта, в целом, а так же к созданию новых объектов под определенную цель. Для детей дошкольного возраста преобразования выступают как «волшебники». Деятельность по включению волшебников в процесс создания новых объектов или процессов – обязательное направление работы воспитателя с детьми.
Модели мышления (алгоритмы организации репродуктивно – творческой деятельности) являются основным показателем овладения способами познания. В связи с этим, заключительный шаг в технологической карте и как проверка уровня компетентности ребенка – это умение им научить кого-то способам познания или самостоятельное использование их в событиях, разворачиваемых в старших группах детского сада.
Методический комплекс «Я познаю мир» создан как решение проблемы планирования технологий ОТСМ – ТРИЗ – РТВ, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально – творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.
Методический комплекс реализует современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и выступает как оптимальный способ решения противоречий:
Дошкольные учреждения работают с различным содержанием разнообразных программ, но при этом новым законодательством обозначены единые качественные характеристики выпускника.
Включение современных образовательных технологий должно начинаться с любого возраста детей без ухудшения качества подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Дошкольные группы сформированы из детей с разными интеллектуальными возможностями, при этом используемая технология должна развивать и переводить на качественно иной уровень каждого дошкольника.
Подготовка воспитателя к работе по МК осуществляется непосредственно при прохождении этапов технологических карт с детьми. Другими словами: работа по технологическим картам с детьми – основное средство самообразования самого воспитателя
В возрасте 2-3 лет у подрастающего человека формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования. Дети начинают считывать, понимать и оперировать моделями (значками, игрушками, картинками, схемами). Происходит познание мира через чувственное восприятие признаков объектов. Детьми усваиваются сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающих объектов.
Одним из главным требованием в ФГОС к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является формирование у детей единой картины мира. Усвоение детьми имен признаков – первый и основной шаг в этой работе.
Одним из главным требованием в ФГОС к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является формирование у детей единой картины мира. Усвоение детьми имен признаков – первый и основной шаг в этой работе.