Ярослава Толкун
Формирование мотивации к обучению и выполнению домашних заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая деятельность у ребенка 6-7 лет- игра, а именно ролевая игра. И только ближе к 7 годам у ребенка созревают межполушарные связи, благодаря которым появляется интерес ребенка к обучению и соблюдению правил. Начиная с 6.5 – 7 лет ребенок входит в новый этап своего развития, его ведущей деятельностью становится учеба. У него появляется желание следовать правилам. Он получает новый статус школьника, ученика. Именно эти изменения психики психологи и называют психологической готовностью к школе. Этот этап продлится лет до 11. До этих изменений вся информация должна поступать к ребенку в эмоционально-игровой форме.
Публикация «Формирование мотивации к обучению и выполнению домашних заданий» размещена в разделах
Но эти изменения не наступают в один момент, по щелчку. Поэтому и в учебу новоиспеченный школьник должен входить постепенно и позитивно. Первоклассник не должен долго сидеть и писать. И чем более позитивнее отношение к буквам и цифрам, тем легче вхождение в школу.
1. Создание зоны успешности.
Самое первое и самое важное, что должны сделать родители, это создание зоны успешности. Почему дети так любят залипать в компьютерных играх? Да потому что после каждого даже самого легкого уровня в его честь гремит салют и раздаются поздравительные возгласы: молодец, все получилось, здорово, поздравляем!
Вот так и нам, взрослым надо создавать ощущение успеха у детей. Чтобы ребенок не сделал - надо дать оценку. Но грамотно, пустая похвала нам тоже не нужна.
Первое, на что надо обратить внимание: что у тебя получилось? И обязательно найти в строчке загогулинок хоть одну, но удачную. А может и еще одну, и еще. Ведь это уже успех! Ведь было время когда ни одной не получалось. И тогда у ребенка появляется ощущение, что вообще-то он справляется! А можно взять зеленую ручку и подчеркнуть, если конечно это не школьная тетрадь (вместо той красной, которой чаще всего обводят ошибки и недочеты).
Второе, это над чем надо еще поработать? Обозначаем зону роста. И учим анализировать.
Проблема школы – она ругает за ошибки. В реальности же – умение видеть, исправлять и анализировать свои ошибки это самый быстрый путь развития. При этом школьник перестает бояться ошибок и видит в них возможность для развития.
! Лучший способ привить отвращение к учебе – вырвать лист и заставить переписывать. Написать – для ребенка уже подвиг, он и так видит где он неуспешен, он сам видит свои ошибки.
2. Формирование условий для выполнения домашних заданий.
И это не про свое место/комнату, письменный стол или освещение над тетрадкой.
Все современные мамы знают, что учиться- это ответственность ребенка. При этом мама садится рядом и указывает как и что делать. И эта ситуация вызывает бессилие у ребенка. Выполнение домашнего задания – это навык. Дайте ребенку возможность сформировать этот навык. Ваша задача – научить его учиться, а не учиться вместе с ним.
Чтобы ты хотел сделать первым? А как будешь делать? 1 класс – время эксперимента. Как делать, во сколько? Попробовать делать д/з сразу после школы или сначала сделать перерыв, а может кому то из детей будет необходимо поспать после школы. Не бойтесь экспериментировать. Не бойтесь естественных последствий ваших экспериментов. Благодаря им формируется опыт у ребенка, ребенок учится анализировать и делать выводы.
Не делайте сразу нагрузку большой. Если задали много – разбейте на две части. Занятие должно быть недолгим и интересным. Можно делать динамические минутки между предметами.
Небольшая подсказка для родителей: если внимание сконцентрировано – осанка прямая. Если тело повело – внимание ушло. Можно в таком случае поиграть: знаешь, иногда внимание улетает, его надо ловить за хвост! А где сейчас твое внимание? Возвращай его, лови! Несколько активных движений руками и смех помогают стряхнуть усталость и вернуть внимание.
Также можно использовать для разминки такое упражнение: напрячь все тело, каждый мускул на 3 секунды и затем расслабиться.
Левополушарные дети более структурированы (функция левого полушарии – планирование, порядок, правополушарным требуется помощь. Им необходимо структурировать время, они в нем плохо ориентируются.
Как им можно помочь? Нужно внедрить в жизнь ребенка полезные привычки. Чтобы сделать это было легче, есть такой инструмент – «трекер привычек». Сделали то, то нужно было сделать – отметил в календарике, получил положительное подкрепление. Наша психика устроена так, что записанные незавершенные дела хочется сделать. И у ребенка формируется чувство личной ответственности. А у вас в конце дня появляется лишний повод для похвалы ребенка и время для совместно проведенного времени.
3. Наша родительская позиция.
Родители чаще нацелены на результат, который можно предъявить миру, чтобы позиционировать себя как успешного родителя. Хорошо, если родился такой ребенок, с которым легко договориться, который легко и с удовольствием учиться. А если нет? Если у ребенка не получается учиться? То это удар по собственной неуспешности, по собственной самооценке.
Если ребенок сильный – включаются рога, попробуй заставь меня. Если слабый – рыдание и нытье. В любом случае – отношения не улучшаются. А к школе вырабатывается отвращение.
Обычный подход к обучению ребенка :
1. Родители заставляют и кричат
2. Домашку делают вместе
3. Нанимают репетитора, чтобы ребенок домашку делал с ним, ну или подтягивал неусвоенный материал.
4. Платят за оценки, пугают, манипулируют.
5. Обращаются к психологу по поводу мотивации около 40%родителей.
В итоге, у ребенка формируется недоверие и отвращение к процессу обучения. И родитель становится для ребенка источником напряжения, что сильно ухудшает обстановку дома и разрушает отношения с ребенком. И чем ближе к подростковому возрасту, тем больше сопротивления и тем больше увеличивается дистанция в отношениях.
Важно принять ребенка! И искать его сильные стороны, увидеть, что дано ребенку. На это опираться. Что не дано – то подтягивать. У каждого ребенка есть свои сильные стороны и таланты.
Если не получается учиться, то не будет и желания этим заниматься. Многие родители считают, что мотивации нет, потому что ребенок просто не хочет, ленится, не старается. А если бы он просто взял и захотел, то все бы у него получилось. На самом деле, ваш школьник и рад бы хорошо учиться, но проблема в том, что у него не получается, и именно это заставляет его терять интерес и энтузиазм ко всему, что связано с учебой. Вспомните себя, вам ведь тоже больше нравится делать то, что у вас получается.
Почему же ребенок плохо учится?
Основная причина того, что ребенок плохо учится не лень, как принято считать, причин низкой успеваемости может быть несколько. Давайте разбираться:
1. Пробелы в когнитивных навыках (внимание, память, мышление, воображение). Это самая часто встречающаяся причина. И как только вы разовьете у ребенка эти навыки до высокого уровня, 50% успеха уже у вас в кармане. Это основной интеллектуальный фундамент, с которого нужно начинать. Ведь как ребенок сможет спокойно высиживать 45 минут урока, чтобы еще продуктивно заниматься, если у него не развита, к примеру, концентрация внимания. Когда, выполняя домашнее задание, он уже через 5 мнут «растекается» по стулу и отвлекается на попить, поесть, пописать и т. д. Поэтому начинать стоит именно с этого.
Если ситуация критичная, то вам в помощь врач невролог и нейропсихолог. Если не критичная и есть возможность уделить дополнительно ребенку лишних 10-15 минут, позанимайтесь с ребенком сами. В интернете много интересных заданий на внимание, логику, мышление. Как правило, ребятам очень нравится заниматься такими заданиями. Не делайте нагрузку большой и двигайтесь от простого к сложному постепенно. Занятие должно быть недолгим и интересным. Заканчивать нужно до того как ребенок утомится или заскучает. 10-15 минут иногда достаточно.
Применять игровой формат, чтобы ребенок видел, что обучаться можно весело, а не высиживать нудный урок из последних сил.
Например, с удовольствием посоветую канал Шамиля Ахмадуллина в телеграмме. Каждый день он выкладывает 1-2-х минутный ролик или пост с заданиями и упржнениями на развитие межполушарных связей, концентрацию и переключение внимания, лайфхаки для легкой учебы.
2. Плохо развитая интеллектуальная выносливость. Тут как в спорте, для каждого спортсмена важна ОФП (общая физическая подготовка) перед тем, как перейти к оттачиванию отдельных техник. Так и школьнику важна ОИП (общая интеллектуальная подготовка) перед тем, как развивать отдельные общеучебные навыки. Больше разговаривайте с ребенком, читайте, расширяйте кругозор, подпишитесь на интеллектуальные каналы или сайты.
3. Низкий уровень общеучебных навыков. После того, как «прокачали» базу (первые 2 пункта, можно переходить к отдельным общеучебным навыкам (чтение, счет, письмо, которые более локальны, но важны для успеваемости по всем предметам.
4. Гаджеты. Ну и куда мы без них? Это уже неотъемлемая часть нашей современной жизни. В них все устроено таким образом, чтобы получать быстрый и легкий дофамин. Так что после просмотра в них популярного контента даже элементарная школьная программа кажется неподъемной. Время у младшего школьника для развлечения в телефоне должно быть ограничено. Развлечения лучше давать как бонус за быстрое или качественное (тут уж как выберете) выполнение домашних заданий. А вот использовать гаджеты для поиска полезной информации – это приветствуется. Обучите ребенка полезным навыкам применения телефона, которые используете сами. Подпишите ребенка на полезный и интересный контент, который развивает кругозор и расширяет мировоззрение.
Например, канал Александра Толмачева в телеграмм о животных, в нем можно узнать много нового и интересного.
Наверняка, на просторах интеренета есть множество познавательных каналов по физике, математике, русскому языку. Приучайте детей к хорошему, приучайте их интересоваться новым и интересным. Это легче и полезней, чем вы 11 лет будете проводить вечера в боях за уроки.
Итак, что мотивирует ребенка самостоятельно и хорошо учиться?
Мотивация бывает двух видов : внешняя и внутренняя. Внешняя – без контроля и давления ничего не делает, внутренняя - делает по собственному желанию.
Например, выбор друзей. Их ребенок выбирает по внутренним ощущениям. Это зона принятия решений вашего ребенка. Вы чаще всего никак не можете повлиять на выбор окружения ребенка. Потому что ваши назидания и нравоучения, что Петя какой то не такой и не надо с ним дружить - не сработают. Но вы можете создать ребенку среду, условия, в которых ребенок сможет выбирать себе друзей: это школа, кружки, лагеря для заинтересованных в учебе, спорте или творчестве ребят. Кружки, где ребята увлекаются моделированием, конструированием или еще чем то, что увлекает и вашего ребенка.
Если ребенку платят за оценки: у ребенка не формируется свое собственное желание учиться, а формируется внешняя мотивация. Плюс вырабатывается принцип отмены вознаграждения. Есть такая история: на лужайку к пожилому человеку часто прибегали играть дети из соседних дворов. Его раздражали детские крики и визги, и он решил отвадить детей со своего двора. Он подозвал ребят и сказал им, что будет платит им небольшое вознаграждение, если они будут приходить и играть на его площадке. Получив в первый вечер несколько монет, дети с удовольствием потратили их на сладости и газировку. На следующий и еще несколько дней подряд дети также получали вознагрождение. А потом мужчина сказал, что деньги у него закончились. Дети были очень разочарованы и больше к нему во двор приходить не захотели. Чего он и добивался)
Думаю, многие по себе знают, что не лучшим способом мотивации является сравнение его с другими ребятами. Это делать категорически запрещено.
А вот еще фразы, которые понижают мотивацию :
1. Не будешь учиться – станешь дворником. Как надо? Я понимаю, что тебе не просто, давай вместе подумаем, что может тебе помочь легче и лучше учиться. У ребенка отсутствует прогнозирование до 21 года. Поэтому эта фраза не будет мотивацией для ребенка. Тем более весь труд у нас почетен.
2. Как можно было тройку получить? Ты же умный! (навязываение чувства вины) как правильно? Так бывает. Ничего страшного. Давай подумаем вместе как это исправить. Показываем ребенку, что ошибки – это нормально. Что ошибаться не страшно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
3. Я в твоем возрасте …. И тд. хоршо учился, делал домашку быстро и тд. Как правильно? д/з можно делать быстрее, давай я покажу тебе способ, с помощью которого ты сможешь сделать это быстрее и больше времени останется на отдых.
Обвинения, навязывание чувства вины, обесценивание чувств – это все дистанцирует родителя от ребенка.
Любая мотивация обусловлена потребностью в чем то. Наличие необходимости удовлетворить эти потребности и есть движущая сила для ребенка. Если представить мир, в котором у ребенка все есть, вряд ли он будет что то хотеть и делать.
Одним из важных значений в мотивации детей учиться является потребность в социальном доминировании. То есть успешность важна. Но что лучше сработает: сравнение его с другими (естественно не в его пользу) или когда вы хвалите его за успехи? Каждый ребенок хочет быть лучшим. Будь то в соревнованиях, или в учебе. Лучше всех рассказывать стихи, быстрее всех выполнять задание, больше всех отжиматься и т. д. Это и есть социальное доминирование, которое поможет добиться высоких результатов.
Чтобы у вашего школьника стало лучше получаться учиться, на уроках хватало усидчивости и концентрации, а домашние задания давались без особого труда, нужно:
1. Развивать его когнитивные функции мозга. Это навыки восприятия и обработки новой информации. Без этого школьник будет менее внимательным, будет быстро утомляться, плохо запоминать материал. Будут сложности с концентрацией и усидчивостью.
2. Дать ребёнку более эффективные методы учёбы, чем зубрёжка. Образование в мире не стоит на месте, «грызение гранита науки» со слезами и скандалами можно заменить на позитивные интересные занятия.