Матвиенко светлана
Формирование монологической речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а так же практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
«Связная речь означает адекватность речевого оформления мыслей говорящего с точки зрения ее понятности для слушателей» (С. Рубинштейн).
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное высказывание.
Публикация «Формирование монологической речи у детей с ОНР» размещена в разделах
Три условия связной речи : последовательность, полнота, понятность.
Связная речь не может быть сформирована сама по себе, без целенаправленных занятий. В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Данная цель является целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Н. В. Нищева разработала Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с Общими принципами обучения – построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку и подготовки их к школе. Формы и приемы работы с детьми с ТНР следует адаптировать с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии. Г. С Швайко и И. С. Лопухина разработали серии игризанимательных упражнений по развитию связной речи дошкольников.
По своей структуре, монологическая речь сложная, развернутая, логически связанная и законченная, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно - логической памяти.
Формами монологической речи принято считать :
• описание (сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии»;
• повествование (сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, в повествовании сообщается о каком – либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику»; развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, включение);
• рассуждение (особый вид высказывания, отражающий причинно - следственную связь каких – либо фактов - явлений;