Наталья Казаковцева
Формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ с помощью игрового методического пособия «Чудо-осьминог»
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, крючки; завязывать и развязывать шнурки и бантики.
В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Публикация «Формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ с помощью игрового методического пособия „Чудо-осьминог“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Осьминоги и осьминожки
- Осьминожки. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача воспитателя - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Цель проекта: достижение максимально возможной компенсации мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития при формировании навыков самообслуживания с использованием игрового методического пособия «Чудо - осьминог».
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.
2. Провести мониторинг.
3. Подобрать методы и приемы работы с группой детей данной категории.
4. Сделать выводы по проделанной работе.
Участники: воспитатель, родители, дети.
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации проекта: 1 год.
Содержание проекта:
1. Теоретическая часть
2. Практические упражнения, кружковая работа
4. Опыт работы
5. Консультации для родителей
Основные направления работы с детьми:
Организованные формы обучения на занятиях.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Самостоятельная деятельность ребёнка.
Развитие мелкой моторики
Игра
Ресурсное обеспечение проекта:
-речевой уголок в группе
- игровое методическое пособие «Чудо- осьминог»
Методическое сопровождение:
Консультативный материал для родителей.
Картотека упражнений по формированию сенсорных и моторных функций.
План работы по подготовке проекта:
1. Диагностика уровня сформированности мелкой моторики.
2. Постановка цели проекта.
3. Привлечение детей и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Разработка путей достижения цели, постановка задач.
5. Обсуждение направлений деятельности по осуществлению проекта с участниками проекта (детьми, родителями).
6. Сбор, накопление и оформление материала, изготовление пособий.
7. Включение в план схему проекта, игр и других видов детской деятельности.
8. Разработка методических рекомендаций для родителей.
9. Презентация проекта, открытое занятие.
Ожидаемые результаты:
- максимально возможная компенсация нарушениймелкой моторики;
- качественное овладение детьми навыками самообслуживания с помощью игрового методического пособия «Чудо - осьминог» за более короткое время;
- повышение интереса детей к навыкам самообслуживания.
Итог:создание системы упражнений и заданий с помощью игрового методического пособия «Чудо - осьминог».
Предлагаемое пособие предназначено для приобретения умений и навыков самообслуживания. По объему и содержанию учебного материала данная работа совпадает со стандартной программой детского сада, но по форме подачи материала отличается от нее.
Этапы работы в проекте:
1 этап
Аналитико-диагностический
Задачи:
1. Провести диагностическое обследование навыков по формированию мелкой моторики;
2. Проанализировать результаты диагностического обследования;
3. Провести теоретический анализ научной литературы по данному вопросу;
4. Проанализировать систему работы по формированию мелкой моторики у детей в норме
Параметры диагностического обследования:
1.«Умные кнопки».
2. «Забавные липучки».
3. «Веселые крючки».
4. «Чудесный шнурок»
5. «Чудо-замочек».
6. «Волшебные пуговицы».
7.«Цветные бантики»
8. «Занимательные застёжки»
В результате аналитико-диагностической работы было выявлено, что у 80% детей группы отмечаются стойкие нарушения мелкой моторики, дети испытывают значительные затруднения в понимании предлагаемого учебного материала, долго запоминают последовательность действий при выполнении заданий. Было отмечено, что использование таких приёмов, как дополнительное предъявление, замедление темпа предъявления задания, дробление инструкции, не приводит к уменьшению числа ошибок при выполнении задания. Необходимо отметить, что задания по мелкой моторике дети выполняют с удовольствием применением игровой ситуации и с использованием необычных приёмов и пособий.
Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ для формирования мелкой моторики необходимо использовать целенаправленную систему работы с учётом психофизиологических особенностей данной категории детей и предполагающую использование специальных приёмов и пособий, одним из которых предлагается использовать игровое методическое пособие «Чудо - осьминог».
2 этап
Практический
Работа с детьми включала в себя: наблюдения, занятия, совместную деятельность.
Работа с родителями: совместное изготовление методического пособия, проведение консультаций, совместных бесед, родительские собрания, просмотры открытых занятий.
Содержание работы по изготовлению пособия складывалась из следующих моментов:
-предварительная беседа с родителями.
- изготовление ножек у осьминога (начальная стадия);
- оформление родителями, в содружестве с детьми, осьминога, на родительском собрании.
-презентация детьми методического пособия «Чудо - осьминог».
На предварительном этапе работы с родителями обговаривалась актуальность создания методического пособия, его значимость. Решалось из чего и как можно его изготовить данное пособие. Совместно с родителями связали ножки и голову осьминога оранжевого цвета.
После этого было организовано родительское собрание, на котором часть родителей занимались оформлением и пришиванием деталей для мелкой моторики.
Предложенная система занимательных занятий с успехом может быть использована как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребенок одновременно с успешной подготовкой к письму получит хорошую возможность для профилактики нарушений письма.
В результате проделанной работы было установлено большое значение ранней диагностической и коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей. Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:
– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
– подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;
– при работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
– сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;
– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;
– вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;
– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);
– упражнения должны выполнятся, непродолжительно;
– все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.